Марат Аманкулов: Горкенеш будет работать открыто и прозрачно

Автор -
212

    Председатель городского кенеша Марат Аманкулов сегодня, 4 февраля, встретился с журналистами информагентств Кыргызстана. Он рассказал о вопросах, которые собирается решать столичный кенеш в первую очередь, а также ответил на вопросы журналистов.

    Марат Аскерович, очень часто журналисты не могут получить доступ к документам, имеющим отношение к работе мэрии. Будет ли горкенеш, и Вы в частности способствовать более тесному контакту журналистов и бишкекских чиновников? 

    Я недавно приступил к обязанностям председателя горкенеша, и меня уже дважды приглашали телеканалы на прямой эфир. И оба раза на программе не было никого из мэрии. Я обещаю, что горкенеш будет работать открыто, прозрачно, и в полном контакте с прессой. Никаких ограничений тут нет, и не будет. Что касается мэрии, то работа ее сотрудников не в нашей компетенции. Мы не можем давать им указания. У них есть свое руководство – мэр. Депутаты горкенеша могут только обратить внимание, предложить, порекомендовать.

    Когда состоится следующее заседание депутатов Бишкекского городского кенеша?

    Дата сессии зависит от того, насколько быстро будут проработаны документы для обсуждения. Для столичного парламента сейчас самым важным вопросом является городской бюджет. На ближайшей сессии депутаты будут рассматривать исполнение бюджета 2011 года, внесение изменений в бюджет 2012 года, недавно президент подписал бюджет столицы на 2013 год, так что еще и его тоже в повестку дня включим. Ближайшая сессия состоится в начале марта. Все вопросы очень важные.

    Как только мэр подпишет проект бюджета, мы вывесим его на сайте, и у горожан будет возможность посмотреть, как распределяются городские деньги, любой человек сможет дать свою оценку. До сессии мы планируем провести бюджетные слушания. Граждане смогут высказывать свои пожелания. Это, конечно, не значит, что мы в бюджет будем включать все, о чем горожане попросят. Городская казна не бездонна. При потребности города в 9 миллиардов, нам выделяется около 6,5 миллиардов.

    Закон о статусе столицы немного урезает возможности горкенеша в пользу мэра. В каких пунктах?

    Ну, сразу отмечу, закон еще не принят. Он прошел только первое чтение. Конечно, там есть пункты, которые крайне необходимы городу, и есть пункты, которые неприемлемы. Я, допустим, не согласен с тем, что мэр по согласованию с комитетом по бюджету и финансам может вносить изменения в бюджет. Я буду настаивать на исключении этого пункта. Единственное легитимное решение по бюджету может быть принято на сессии городского кенеша. Любые финансовые действия, изменения, вплоть до тыйына, должны проходить через горкенеш.

    Что же касается назначений глав некоторых органов местной власти, это вопрос спорный, но я считаю, что для более эффективного управления городом это необходимо. Например,  последние 3 года бюджет не исполняется. Выпадения были от 380 миллионов и больше – до миллиарда. И по большому счету ответственность за это никто не несет из фискалов. Я смотрел бюджет 2012 года – неисполнение по всем видам налогов, в том числе и по местным. Но этого не должно быть, ведь, например, налог на имущество, земельный налог не могут меняться.

    А мэр не может даже выговор вынести налоговику, потому что тот Государственной налоговой инспекции подчиняется. Так вот, институт назначений в органы местного самоуправления должен улучшить взаимодействие фискалов и местного самоуправления. У них должна быть единая налогооблагаемая база, чтобы знали, что и с кого нужно собрать.

    Что касается назначений вице-мэров. Я считаю, что депутаты любого уровня не должны вмешиваться в назначения. Иначе это всегда будет предмет торга. Достаточно будет заложенного в новый закон механизма отстранения. Мэр собирает команду единомышленников, они начинают работать. Если депутаты видят, что кто-то из них плохо выполняет свои обязанности, у них есть возможность на сессии признать работу чиновника неудовлетворительной. Мэр может его уволить, наказать или ничего не делать. Но если через 2 месяца депутаты снова признают его работу неудовлетворительной, мэр обязан отстранить этого чиновника.

    Правильно ли, на Ваш взгляд, что мэра столицы Кыргызстана выбирают депутаты городского кенеша, или все-таки этот вопрос должен решаться прямыми выборами?

    Прямые выборы мэра, безусловно, более демократичная процедура. Но на сегодняшний момент у нас слишком много выборов. Все же депутатов столичного парламента выбирают горожане, и пока целесообразно оставить право выбора главы города за депутатами. Мы, конечно, придем к прямым выборам. Лет через 5.

    Вы не так давно сказали, что собираетесь создавать программу работы совместно с другими партиями.

    Да, в горкенеше представлено 4 партии. Мы создадим рабочую группу и, с учетом программ 4 партий, будем работать над стратегией развития нашего города. Решения этой группы будут обсуждаться на сессии горкенеша. Когда концепция будет готова, мы пригласим на слушания НПО, журналистов и гражданский сектор.

    Внешний облик города изменился не в лучшую сторону. Ощущение, что строят, где хотят и как хотят. Может ли горкенеш влиять на решение мэрии о выделении земли под строительство?

    Здесь много проблем, которые нужно решать. Городу необходим План детальной планировки (ПДП). На него нужны большие деньги – 75 миллионов сомов. Разработкой ПДП занимается Бишкекглавархитектура, которая подчиняется Госстрою, а не мэрии. Все работы для города они выполняют на платной основе.

    Почему в городе не выполняется постановление об оборудовании всех общественных мест пандусами и поручнями для инвалидов?

    К сожалению, это не единственное постановление горкенеша, которое не исполняется. На ближайшей сессии мы будем рассматривать вопрос об исполнении постановлений столичного парламента.

    Может ли горкенеш обратить внимание на общественный транспорт? Тарифы на проезд повысились, и перевозчики снова просят увеличить оплату, но качество обслуживания лучше не становится.

    Наверняка, в договорах с перевозчиками заложены обязательства водителей по отношению к пассажирам: удобство маршрутки, своевременность выхода на маршрут. Когда прорабатывалось положение о маршрутках, наш депутат Павел Десятников настаивал, чтобы преимущество в перевозках по городу отдавалось тем фирмам, у которых наиболее обновленный парк, чтобы в салоне было не менее 18 сидячих мест. Я думаю, у мэрии есть рычаги воздействия на этих перевозчиков. Но все же надо разгружать город от маршруток, выводить на рейсы как можно больше автобусов и троллейбусов. 

    Что, по-вашему, необходимо сделать для усиления безопасности граждан?

    Надо усиливать работу по профилактике правонарушений. Этим, в основном, занимаются участковые инспекторы. Но дело в том, что участковые меняются каждые полгода. Их просто не запоминают не только жильцы, но и директоры школ, и квартальные. А ведь они должны работать в очень тесном сотрудничестве со школами, центрами семейной медицины, председателями МТУ. Чтобы знать, на какую семью надо обратить пристальное внимание, где есть проблемы, милиционер должен отработать на одном участке не менее 3 лет. Поэтому тут рычаги нужно отдавать в местное самоуправление. Может, участковый будет избираться, как шериф. Но это должен быть человек, которому все доверяют.  

    Получают ли депутаты горкенеша заработную плату?

    Из депутатов горкенеша зарплату получают только председатель и его заместитель. Остальные депутаты раз в 3 месяца получают стипендию – около 1 тысячи 200 сомов. Моя зарплата — около 20 тысяч сомов. Личный транспорт и кабинет тоже только у председателя. Неприкосновенности депутатской нет ни у кого из нас. Менять ничего не собираемся, никаких привилегий просить не будем. В загранкомандировки депутаты горкенеша ездят обычно за счет приглашающей стороны. И это действительно рабочие поездки.

    Поделиться