K-News продолжает рассказывать истории создания известных картин, хранящихся в Национальном музее изобразительного искусства имени Гапара Айтиева. Вторая публикация посвящена одной из самых значительных работ из собрания музея – картине «Акыны» художников Гапара Айтиева и Жакуля Кожахметова.
Значимая, но малоизученная картина
В прошлом, 2012 году, кыргызстанцы отмечали 100-летний юбилей одного из первых художников страны Гапара Айтиева. В рамках научных конференций, приуроченных к этой знаменательной дате, ведущие культурологи страны говорили о достоинствах произведения «Акыны», но вместе и с тем, отмечали, что картина недостаточно изучена.
Координатор проекта «Tolon Museum of Modern Art» Алина Матвиенко назвала «Акынов» «очень интересным» и «значительным» произведением. В то же время в своей научной статье она говорит, что эта работа «практически не исследована». Так, культуролог решила лично взяться за изучение и анализ содержания картины.
«Композиционно картину можно разделить на две части. Слева изображены преимущественно народные музыканты в народных костюмах, справа – представлены в основном фигуры, в современной европейской одежде», – описывает работу Алина Матвиенко.
Она просит обратить внимание на то, как чередуются на картине фигуры, принадлежащие к разным временным традициям, «что говорит о сплетении нового и традиционного, о влиянии традиций на современную культуру», – делает вывод автор научной статьи.
Групповой портрет реальных музыкантов-импровизаторов
Художники Гапар Айтиев и Жакуль Кожахметов создали картину в соавторстве в 1957 году. На групповом портрете «Акыны» изображены выдающиеся деятели национального музыкального и музыкально-театрального искусства. Здесь с комузом в руках мы видим Алыкула Усенбаева и Абдыласа Малдыбаева. Справа от них находится Саякбай Каралаев (в светлом), а за ним, облокотившись на спинку стула, сидит Токтоналы Шабданбаев.
Среди культурных деятелей первой половины XX века в изображении художников находятся также Муса Баетов, Карамолдо Орозов, Ыбрай Туманов, Аалы Токонбаев, Осмонкул Болебалаев, Саид Бекмуратов, Калык Акиев, Мыскал Омурканова и даже сам Гапар Айтиев — он повернут к зрителю спиной.
Над головами акынов, на стене висят портреты поэта-акына Токтогула Сатылганова и русского писателя Максима Горького.
Картина «Акыны», как таинство самой музыки
Заслуженный деятель культуры Кыргызстана, проректор Национальной консерватории Екатерина Лузанова не считает картину «Акыны» недостаточно познанной. Через свое личностное восприятие она указывает на духовно-энергетическое родство живописного произведения с обычной музыкой.
Екатерина Лузанова говорит о том, что каждый образ живописного произведения Гапара Айтиева и Жакуля Кожахметова выстраивается подобно музыкальной партии, со своим голосом, ритмом и тональностью.
«Основная тональность работы – таинство музыки, таинство зрелости в аромате эпохи. Внутреннее глубинное содержание картины не только видно, но и «слышно» через внешнюю атрибутику интерьера, антураж костюмов, композицию и находит четко уловимые музыкально-поэтические интонации», – поясняет Екатерина Лазунова.
Выдающийся кыргызский живописец
Гапар Айтиев родился в селе Тулейкен Кара-Сууйского района Ошской области в 1912 году. Он является одним из первых профессиональных кыргызских художников.
В историю кыргызского изобразительного искусства Гапар Айтиева вошел как мастер пейзажа, автор сюжетно-тематических картин и портретов, а также ряда произведений монументальной и станковой скульптуры.
Произведения Гапара Айтиева находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств, в Кыргызском государственном историческом музее, а также в музеях СНГ и стран дальнего зарубежья.