В интервью K—News министр экономики Темир Сариев рассказал о том, что мешает его работе чиновника, почему он не премьер-министр и по каким причинам недоволен собой.
Темир Аргембаевич, Вы работали и при прошлом правительстве, и при нынешнем. Как Вы считаете, есть ли преемственность двух кабминов, в чем это выражается?
У каждого правительства есть свои минусы и плюсы. Так как я был членом и первого, и второго, думаю, оценку нам будет давать народ и парламент. Давайте мы это оставим за ними.
Что касается смены правительств, я считаю, что в парламентской республике это может происходить очень часто, и здесь трагедии нет. Также могут быть и досрочные парламентские выборы. А преемственность мы сможем обеспечить с помощью Национальной стратегии устойчивого развития, которая как раз дает ориентиры для кандидата в премьер-министры при формировании программы и структуры правительства.
Ваше имя часто звучит среди кандидатов в премьер-министры Кыргызстана. Как Вы на это смотрите?
Такие вопросы иногда поднимаются определенными политическими силами, может, из хороших побуждений, может – из плохих. Пока я работаю министром экономики, и у меня есть определенные планы на этой должности, которые я должен осуществить. А все остальное, как говорится, зависит от ситуации. Могу одно сказать: наша партия не представлена в парламенте, а правительство формирует именно парламент. Делайте выводы сами.
На следующих парламентских выборах наша партия будет участвовать, и, исходя из результатов, можно будет строить и другие планы.
Ваша партия «Акшумкар» достаточно влиятельна, не мешает ли партийная деятельность Вашей работе чиновника?
Да, иногда мешает. Если бы партия «Акшумкар» была представлена в парламенте, мне было бы намного легче. Но такова жизнь. Она не всегда строится на одних успехах. В свое время мы проиграли, но признали проигрыш и поздравили победителей. Надо достойно принимать удар, готовиться к новым выборам и опять участвовать.
В 2010 году, приняв новую Конституцию, мы объявили конкуренцию не только в экономике, но и в политике. Другое дело, что наша культура, менталитет, иной раз и законы пока еще не дают возможность получать реальные результаты волеизъявления народа: идут фальсификации, нарушения, искажаются результаты выборов. Но это все – издержки развития. Пока другого общества у нас нет. Нужно самим решать свои проблемы. Мы можем на кого-то обижаться, но реальность такова, что обижаться нужно только на себя.
Какие планы в сфере партийной деятельности?
Мы – политическая партия, а это борьба за власть. Наша партия будет активной политической силой, участвующей во всех политических мероприятиях в стране – и на региональном уровне, и на местном, и на республиканском.
Вы долго шли к сегодняшнему положению, к тому, что знаете, умеете. Как Вы ощущаете себя в данный момент? Довольны ли Вы собой, своими достижениями?
Природа человека такова, что он всегда хочет сделать больше, но в реальности получается меньше. Если человек скажет, что доволен собой, значит, ему пора паковать чемоданы и идти на пенсию. Поэтому, конечно, я недоволен.
Недоволен тем, что сегодня мы делаем меньше, чем могли бы. В таком положении, как Кыргызстан, оказывались многие государства. Взять ту же Германию в послевоенные годы или же послевоенную ситуацию в Японии. То есть где-то было и хуже, но только объединение, только вера в будущее спасала их. И нам сейчас необходимо единство народа. К сожалению, политики сами виноваты, что нет единства. Они начали делить народ на белых и красных, на своих и чужих, на юг и север. Это все говорит о том что, формирование как нации у нас еще продолжается.
А единство мы должны создавать все вместе, кто-то один его не создаст. Чтобы было единство, должна быть потребность снизу. Простой народ считает, что от него ничего не зависит, и если каждый будет так думать, у нас действительно ничего не получится.
Какой период в Вашей жизни был самым сложным?
Таких моментов было много. Я вырос в селе, в многодетной семье, знаю, что такое детский труд, потому что с самого детства работал. Мы учились, занимались спортом, начинали бизнес, полагаясь только на себя и свои собственные силы, знания. Были моменты, когда я был вовлечен в политику, участвовал в выборах, проигрывал, выигрывал, был депутатом. Все это было. И у каждого времени были свои сложности и прелести, как говорится.
Я часто вспоминаю детство в многодетной семье. Когда лапша, приготовленная из одной курицы, кормила большую семью. И все мы были сыты и счастливы. Ведь счастье оценивается не через какие-то материальные ценности, а через внутренние ощущения.
Если говорить о политике в сегодняшнем дне, то самое сложное для меня было возглавлять Госкомиссию по «Кумтору». Этот вопрос очень сложный, очень политизированный, и я понимал, что найти оптимальное решение будет сложно. С одной стороны, нужно сохранить экономику, чтобы крупные предприятия продолжали работать. С другой стороны, нужно восстановить справедливость, понять, где были допущены ошибки, в чем причина того, что мы сегодня имеем такие большие проблемы.
Недавно была принята Национальная стратегия развития КР, но эта дорожная карта далеко не первая. Чем же принципиально отличается данная стратегия от всех предыдущих?
Частично вы правы, многие документы похожи, потому что в разработке Стратегии так или иначе участвовали те же специалисты, которые участвовали в разработке других стратегических документов. Да и проблемы, задачи очень похожи.
В национальной стратегии мы постарались поставить в центр человека. Это первая отличительная черта. Человек должен ощущать, что с каждым годом реализации документа его жизнь будет улучшаться. Мы должны создать такое общество, где человек согласно своим способностям, навыкам мог бы самореализоваться.
Если раньше ставили критерии роста – говорили о сокращении бедности, о развитии производства, то сейчас во всем мире признают, что главное – гармоничность. Это второй отличительный момент. Во-первых, рост должен быть привязан к человеку – люди должны ощущать этот рост. Во-вторых, должно быть рациональное использование ресурсов. Мы живем в мире, где ресурсы ограничены, и «зеленая экономика» набирает свою актуальность. Это возобновляемые и альтернативные источники энергии, это теплозащита и энергосбережение. В то же время это и экологически чистые продукты – производство продуктов питания на основе органики.
Третье отличие – это формат принятия. Национальный совет – это политическая площадка, кто-то даже называет его политбюро, но главное, что в его работу вовлечены представители всех политических сил, гражданского общества, государственные и представительные органы власти. Документ был принят путем консультаций на основе консенсуса, и совет будет следить за его реализацией.
И четвертое: чтобы все это не оставалось на бумаге, правительству рекомендовано разработать конкретный план мероприятий по реализации данной стратегии, чем мы сейчас и занимаемся.
В Стратегии устойчивого развития КР заложено большое количество проектов, реализация которых стоит немалых денег. Из каких источников планируется их брать?
В Стратегии заложено 76 крупных проектов. И источники финансирования частично определены – это те средства, которые нам дают доноры, международные институты развития в лице Всемирного банка, Азиатского банка, Исламского банка, различных фондов. В часть проектов мы будем привлекать прямые инвестиции без гарантий правительства – желающих уже достаточно. Но в развитие инфраструктуры деньги будут привлекаться под гарантии государства. Потому что автомобильные, железные дороги, объекты социальной инфраструктуры мы обязаны строить. Это задача государства обеспечить нормальные условия для проживания.
Интерес со стороны инвесторов есть. Например, в феврале мы ожидаем большую правительственную делегацию из Германии. Известно, что Германия – единственная страна в Европе, имеющая тенденцию к росту, это донор Евросоюза. Больше 40 % своей продукции они экспортируют в страны ЕС, а так как там сейчас кризис, им нужны новые рынки. В то же время они готовы вкладывать в открытие новых производств. А Кыргызстан – перспективный рынок.
Нам остается, во-первых, установить четкие и честные правила, во-вторых, обеспечить стабильность в политическом плане. И третье – обеспечить соблюдение закона госорганами и населением.
В Стратегии до 2017 года заложены показатели инфляции не более 7 %. Насколько это будет реально осуществить при вступлении Кыргызстана в ТС, когда поднимутся пошлины на ввозимые товары из стран – не членов союза?
Сложности при вхождении в Таможенный союз будут, особенно на первых этапах. Я думаю, что на основные товарные позиции правительство будет стараться удерживать цены в пределах разумного. Если будут какие-то резкие скачки, мы сможем сбивать их за счет резервов, за счет интервенции. Наши цены не слишком отличаются от цен членов Таможенного союза, главная проблема в том, что у нас низкая покупательская способность – низкие зарплаты, низкие пенсии.
Последствия вступления в ТС для КР неоднозначны – эксперты прогнозируют рост цен, инфляции, потери двух крупных рынков, высказывают опасения, что вступление в ТС ограничит экономическое и инновационное развитие Кыргызстана. Так что же значит членство в ТС для КР: реальная выгода или вынужденная мера? Можно ли сказать, что мы выбираем меньшее из зол?
Абсолютно верно. Кыргызстан имел свое место на рынке за счет либерального подхода. Конечно, если мы будем входить в Таможенный союз, нам придется соблюдать их требования. Например, на импорт швейных изделий члены ТС устанавливают пошлины от 2,5 евро до 4-5 евро. А у нас сейчас эта пошлина составляет 0,35 центов за килограмм. При единой таможенной границе мы будем вынуждены поднять ставки, а это, в первую очередь, ударит по нашим покупателям: мы начнем получать те же самые товары, но намного дороже, а те люди, которые строили свой бизнес на реэкспорте, окажутся в тяжелой ситуации.
Сейчас мы смотрим, какие товарные позиции при вхождении в Таможенный союз будут для нас чувствительны, по каким нужно взять определенные преференции, чтобы адаптировать наших предпринимателей, наш рынок.
Если мы не проработаем защитные механизмы, тогда мы должны продумать социальные гарантии, субсидии для поддержки населения. Однозначно, есть проблемы и издержки. Но, с другой стороны, когда страна входит в подобный союз, проблемы обязательно будут. В свое время, когда мы входили в ВТО, тоже было очень много споров, тоже было достаточно скептиков, и до сих пор звучит много критики. То же самое и по Таможенному союзу: кому будет выгодно, тот хочет войти быстрее, кто чувствует, что его бизнес пострадает, выступает против присоединения.
Но нам нужно открывать рынок, мы не можем закрыться. Тем более наши товары идут в основном в Россию, Казахстан. Другое дело, какие механизмы вхождения мы заложим. Не надо друг друга критиковать, нужно сообща решать, что для нас будет лучше.
Когда разговор заходит об уровне развития экономики, всегда упоминаются сухие статистические данные, которые обычному гражданину ничего не говорят. Если выражаться не экономическими терминами, что для Вас будет показателем того, что Ваша работа и работа власти в целом дала результат?
Думаю, о результатах говорить еще рано. Я не могу сказать, что мы многого достигли, но мы закладываем основы для развития. Все экономисты знают, что те меры, которые предпринимаются сегодня, дадут результат только через определенное время.
Но сколько бы мы ни говорили о росте ВВП, человек ощущает все через свой карман – какую зарплату он получает, какую пенсию, какие со стороны государства созданы условия для получения качественного образования, какое качество медицинского обслуживания. Критерии роста экономики для каждого человека – это его личное благосостояние. Если оно растет, человек будет говорить, что есть улучшения.
К чему мы стремимся? Спросите любого родителя, что он скажет? Любой родитель думает о том, чтобы его ребенок был здоровым, получил хорошее образование, рос в хорошей среде, смог получить специальность, а потом и работу. Со временем иметь возможность купить квартиру, жениться и стать главой уже новой семьи. Но ни одним желудком жив человек, ему еще нужна свобода и безопасность. Чтобы мать, отправляя ребенка в школу, не переживала, что с ним может что-то случиться.
Вот к чему мы стремимся. Но именно в этом и лежат все экономические показатели – заработная плата, рабочие места, образование, здравоохранение и многое другое.