«Почему президент, изначально подписавший закон, в котором разрешалась деятельность букмекерских контор и тотализаторов, через год меняет свою позицию, желая запретить эти заведения?». Такой вопрос содержится в исследовании Центральноазиатского Института свободного рынка (CAFMI) относительно деятельности букмекерских работ и тотализаторов в Кыргызстане.
Напомним, закон «О запрете игорной деятельности на территории Кыргызстана» был принят Жогорку Кенешем 29 сентября 2011 года. 1 ноября закон был подписан экс-президентом Розой Отунбаевой и 1 января 2012 года вступил в силу. Лицензии были отозваны у 25 казино и 35 игровых залов.
В законе прописано, что к игорным заведениям не относятся букмекерские конторы и тотализаторы, их деятельность должна регулироваться отдельным законом. Так, в декабре 2013 года Жогорку Кенеш принял закон о деятельности букмекерских контор, однако президент возразил и не подписал документ.
«Обоснование президента строится скорее на предположениях, нежели на твердых подсчетах, проделанной аналитической работе, изучении вопроса с разных его аспектов, в том числе и экономического.
Наглядно это подтверждает количество употребленного глагола «может» в справке обоснования: «может принести негативные социальные последствия», игрок «может подвергнуться риску финансовых потерь», у него «может постепенно развиться игровая зависимость», игровая зависимость граждан «может ухудшить экономическое положение их семей», — отмечено в исследовании.
По данным Государственной налоговой службы на 1 октября 2012 года функционировало 11 букмекерских контор, в которых работало 39 пунктов приемов ставок. Объем уплаченных налогов составил всего 1 миллион 540 тысяч 100 сомов.
Специалистами под руководством депутата Жогорку Кенеша Дастана Бекешева (Ар-Намыс) был проведен опрос среди владельцев и директоров самых популярных букмекерских контор, согласно которому количество пунктов приема ставок составило 79 штук. Один пункт приема платежей в среднем уплачивает налогов на сумму 1 тысяча 625 сомов в месяц при среднемесячном обороте более 82 тысяч сомов.
CAFMI видит 3 сценария развития событий:
— Сохранение ситуации, в результате которой существующие проблемы не будут решены, а республиканский бюджет продолжит недополучать налоговые средства;
— Запрет деятельности букмекерских контор и тотализаторов, что может привести к уходу предпринимателей в подполье и криминализации, нанесению ущерба экономике и бюджету страны, потере рабочих мест;
— Улучшение системы администрирования и введение режима обязательного патентирования. Если стоимость патента будет составлять 15 тысяч сомов в месяц за 1 пункт приема платежей, госбюджет за один год получит только от букмекерских контор в виде налоговых отчислений от обязательного патента и подоходного налога не менее 14 миллионов 883 тысяч 600 сомов (из расчета 79 пунктов приема платежей).
«Опыт многих стран показывает, как можно рационально и взвешенно использовать имеющиеся возможности и превращать их в доходоприносящие отрасли с минимальным социальным и экономическим ущербом. В ряде таких стран, являющихся мировыми «игровыми» центрами, стоят Германия, США, Южная Корея, Сингапур, Австралия, Франция и другие.
Как показал анализ, Кыргызстану необходим третий вариант политики относительно букмекерских контор и тотализаторов. Данная политика, основанная на оптимизации налогообложения и применения практик международного опыта, принесет наибольшие социально-экономические плоды, нежели остальные два варианта политики», — говорится в заключении исследования.