Сбор налогов – дело непростое, но очень ответственное. Ни одно государство не может обходиться без экспроприации части доходов своих граждан. Во все времена люди не любили платить налоги и не жаловали сборщиков. Но столетия такого противостояния выработали правила общения налогоплательщиков и налоговиков в большинстве стран с нормальной демократией. Мы только на пути к пониманию. Об этом мы беседуем с председателем Государственной налоговой службы при правительстве Кыргызской Республики Исхаком Масалиевым.
Исхак Абсаматович, вы уже более 100 дней в ранге руководителя «самого народного» фискального органа в стране. Как вам такая государственная работа?
Мне не привыкать работать на государственной должности. Для меня важна страна, а не те, кто в данный момент во власти. Это у меня от отца – и убеждения, и политические пристрастия. Есть специфика в нашей работе. У меня есть некоторый опыт работы в налоговых органах, вероятно, поэтому премьер-министр решил предложить мне должность руководителя налоговой службы. Ответственность понимаю в полной мере.
Современное административное устройство страны – это скорее разделение на разные участки политической конкуренции. Вы – представитель партии, которой нет в Жогорку Кенеше, и, тем не менее, оказались на одной из ключевых должностей в исполнительной власти. Нонсенс или компромисс?
Да, я давно в коммунистической партии, более того, считаю, что это – единственная партия в Кыргызстане, построенная именно по идеологическому принципу.
А как же все остальные?
У большинства политических партий скорее групповые или клановые основы. Иногда партия – это один богатый человек, вокруг которого собираются друзья, родственники и все те, кто хочет прикоснуться к деньгам лидера. Наша партия построена совершенно по иным канонам. И не важно, нравится кому-то коммунистическая идея или нет, но она имеет право на жизнь. Объективно в создавшейся ситуации политической конкуренции, приглашение человека на одну из ключевых должностей в стране без учета представленности его партии в парламенте – это трезвый расчет и грамотный ход. Кто бы, что бы там ни говорил, пример назначения – прецедент нормального администрирования. Это точно не нонсенс и не компромисс, это пример государственного подхода.
А как же Ваши политические убеждения?
В рабочие дни с 9 утра и до поздней ночи у меня нет публичных политических убеждений, есть конкретный участок работы и большая ответственность. Все остальное время я остаюсь коммунистом. В этом есть польза и для моей административной работы. Учение Карла Маркса пока еще никто не отменял, и большинство успешных стран на планете продолжают пользоваться его теорией общественных и экономических отношений, может, не называют это марксизмом. Однако это не догма, а руководство к действию.
Итак, что можете сказать об изменениях в работе Государственной налоговой службы за время, которое Вы ей руководите?
Плановые налоги мы собираем, но революции (в правильном понимании этого слова) в работе ГНС пока не произошло. Налоговая система очень консервативна и инертна, и возможны только эволюционные процессы. Я не могу в одночасье взять и изменить мышление 2229 наших сотрудников. Но это не значит, что нужно опускать руки и не пытаться изменить ситуацию. Здесь два пути. Первый – воспитание самого общества, что сам по себе процесс сложный и долгий, приучение граждан к обязанности платить налог. Второе – создание экономической ситуации, когда платить налоги выгоднее, чем придумывать варианты уклонения от них. Больших подвижек пока нет. Сбор налогов не должен быть разовой проблемой, он должен быть задачей, которая требует системного подхода. Нам нужно собирать налоги, а не заниматься борьбой за сбор налогов. Но сегодняшняя наша деятельность в большей степени – борьба.
Это проблема налоговиков или налогоплательщиков?
Это проблема общества, где необходимо изменять обе стороны в налоговых отношениях. Есть тенденция, когда богатые люди в нашей стране чаще стали показывать свои капиталы и доходы и не стесняются платить большие налоги. Все очень просто – они уже думают о своих детях. Ведь не секрет, что первоначальные капиталы зачастую имели криминальный подтекст либо были добыты не совсем законно. Наступает время легализации таких капиталов. Развитые страны мира прошли это период, у нас он только наступает. Но это уже шаг к нормальным отношениям.
Но есть и другая сторона. Человеческий фактор с удостоверением налогового инспектора. Тоже были попытки решения проблемы. Электронная отчетность. Больше десяти лет идут разговоры, а пока в отношениях предприниматель-инспектор фактически ничего не изменилось.
Здесь проблемы скорее технические, чем административные. Я поясню на другом примере. В рамках проекта Азиатского Банка Развития мы создали в 17 управлениях ГНС залы приема отчетов по принципу «Единое окно». Это большой шаг вперед по исключению прямых контактов с налоговиками. И был случай, когда при ознакомительной поездке представителей АБР просто «вырубился» свет, и система дала сбой. Программное обеспечение, разработанное на западе, просто «сошло с ума» от нашей действительности. Ну не рассчитано оно ни на отключения электричества, ни на скачки напряжения. Фактически так же обстоят дела с продвижением электронных форм общения граждан и государственных органов во всех отраслях. Здесь необходимо работать и работать. Желательно без потрясений. Но я все равно считаю, что проблемы у нас больше технические, чем общественные или законодательные. А люди привыкнут к нововведениям – как плательщики налогов, так и сами налоговики. Как привыкли к сотовой связи, айфонам и айпадам.
Так как насчет перспектив?
Работать, ничего другого нам не дано. Проблемы ведомства решать только внутри ведомства невозможно. Ну как повысить собираемость налогов, если не развивается промышленность? Как будет развиваться промышленность, если нет инвестиций? Откуда появятся инвестиции, если с инвесторами у нас разговор короткий? Перманентно меняющаяся политическая элита считает для себя возможным не соблюдать предыдущие договоренности. Проблема в обществе. Проблема в идеологии. А уже оттуда все остальное. Решение есть, нужно проблемы развития страны поставить выше политических и иных амбиций. Пока не очень получается, но предпосылки есть.
Беседовал Петр Черняк