K-News продолжает публиковать истории создания известных картин, хранящихся в Национальном музее изобразительного искусства имени Гапара Айтиева. Очередной рассказ посвящен одной из самых ранних работ Семена Чуйкова – картине «В горах».
Первый представил Кыргызстан на Всесоюзной выставке
В 1927 году Семен Чуйков был еще студентом, но стал первым, кто представил Кыргызстан на Всесоюзной художественной выставке. Прямо с нее правительство Кыргызстана приобрело две его ранние работы – картины «Пастух» и «В горах» для будущего музея изобразительного искусства. Он появится в стране лишь в 30-х годах.
Как рассказала заведующая отделом живописи музея Татьяна Попова, на Всесоюзной выставке было представлено всего три картины Семена Чуйкова, одну из которых – «В горах» 1925 года приобрела Третьяковская галерея в Москве.
«Две другие картины до открытия у нас музея изобразительного искусства находились сначала в кабинетах руководителей страны, после относились к фонду Национального исторического музея, вплоть до 1935 года», — поведала искусствовед.
По ее словам, картина Семена Чуйкова «В горах» стала первоосновой музейной коллекции и входит сейчас в золотой фонд.
Торжественный покой
На картине «В горах» высокой грядой, почти под самый край холста, поднялись горы. У юрты под горой, переминаясь с ноги на ногу, стоит оседланная лошадь. Рядом овцы и единственная человеческая фигура – женщина в белом.
Искусствовед Татьяна Попова называет пейзаж проникнутым «ощущением торжественного покоя».
«Все словно застыло в тихом ожидании, как будто время остановилось в изумлении перед этой тихой красотой мира», — передает она свои ощущения от картины.
Чуйков – любитель кыргызских гор и юрт
Семен Чуйков начал рисовать в 11-летнем возрасте. В окрестностях Пишпека (ныне Бишкек) маленький художник карандашом и акварелью наносил на бумагу изображения бедняцких юрт. Как сам потом вспоминал художник, богатых юрт он почти не видел и «вкуса» к ним у него не было.
«Мне нравилось писать бедняцкие юрты, покрытые кошмами разных оттенков. Сам запах юрты мне очень нравился, и я помню, шагая по Боомскому ущелью, чуял запах далекой юрты раньше, чем хозяйская собака чуяла мое приближение», — вспоминал художник.