Мураталы Токтобеков: До 2020 года планируется отремонтировать все аэропорты Кыргызстана

Автор -
928

    Государственное агентство гражданской авиации разработало Стратегию развития гражданской авиации до 2020 года. О том, что прописано в этой стратегии и на каком уровне развития находится гражданская авиация сейчас, в интервью KNews рассказал заместитель директора Агентства гражданской авиации Мураталы Токтобеков.

    Мураталы Токтобекович, опишите сегодняшнюю ситуацию гражданской авиации Кыргызстана?

    На сегодняшний день в Кыргызстане зарегистрировано 17 авиакомпаний. Общее количество исправно летающих воздушных судов составляет 35, из них 15 самолетов западного производства.

    На данный момент, пассажирскими перевозками занимается 3 авиакомпании – «Кыргызстан», «Эйр Бишкек» и «Авиа Траффик», недавно подключилась еще одна компания — «Скай Бишкек». Должен отметить, что за последние 2 года все три компании полностью обновили воздушный парк и перешли на эксплуатацию современных типов судов: Аэробуса, Боинга и других.

    Эти самолеты отвечают всем международным и национальным требованиям. В начале 2012 года была приостановлена эксплуатация самолета Ан-24,сейчас авиакомпании не эксплуатируют самолеты российского производства.

    Скажите, как отслеживается состояние самолетов, и кто все это контролирует?

    У каждой авиакомпании есть  летный директор, технический директор и своя инженерно-техническая служба, отвечающие за обеспечение безопасности полетов и летной годности воздушного судна. За техническим состоянием воздушного судна следят технический персонал авиакомпании. Если выявляются какие-то недостатки, то самолет не может вылететь, пока они не будут устранены. Легкие формы технического обслуживания проводятся в аэропорту техниками авиакомпаний и  организацией «Манасавиасервис». Более тяжелые формы технического обслуживания осуществляется в специальных центрах обслуживания каждого типа самолета. Кроме этого инспекторами Агентства гражданской авиации осуществляется постоянный контроль над поддержанием летной годности воздушных судов авиакомпаний.

    А в чем заключается работа Агентства гражданской авиации?

    Агентство гражданской авиации является органом государственного регулирования в области гражданской авиации. Разрабатывает стратегию развития и нормативно-правовые документы гражданской авиации, занимается лицензированием и сертификацией авиационных организаций, сертификацией авиационного персонала, осуществляет контроль и надзор за обеспечением безопасности полетов. Регулярно проводятся инспектирование и сертификация авиакомпаний и других объектов гражданской авиации. В случае не соответствия установленным по законодательству авиационным требованиям и нормам, выдаются предписания вплоть до приостановления  действия свидетельства эксплуатанта, пока  не будут устранены замечания.

    Сколько у вас инспекторов?

    В агентстве работает 46 человек, в Отделе инспектирования безопасности полетов – 11 человек.

    11 инспекторов успевают с проверками самолетов?

    Да, успевают, потому что авиапарк у нас небольшой, всего 35 самолетов. Но при плановых инспекциях участвуют и инспектора других отделов агентства, проверяется не только состояние воздушных судов, а также в целом деятельность авиакомпании, на основании чего ежегодно продлевается сертификат эксплуатанта.

    35 самолетов – это мало для нашей страны?

    На сегодняшний день мы удовлетворяем спрос, и на внутренние, и на международные перевозки, кроме того на паритетной основе к нам летают самолеты авиакомпаний других стран. Если возникают трудности с наземным способом передвижения, мы стараемся увеличивать количество внутренних рейсов. Например, когда сходят лавины и закрываются дороги, мы тут же даем указания авиакомпаниям увеличить количество рейсов.

    Раньше были рейсы в каждую область, теперь же только на юг. В каком состоянии находятся другие аэропорты?

    У нас есть 11 аэропортов, из них 4 международных – «Манас», аэропорты в Оше, Тамчы и Караколе. Остальные 7 аэропортов относятся к категории местных. Сегодня не все местные аэропорты отвечают требованиям, авиапарк обновили, а аэродромы в таком же состоянии. Нам нужно провести их реконструкцию, чтобы новые самолеты могли летать в регионы. Нами было предложено направить часть прибыли аэропорта «Манас» на  реконструкцию аэропортов, и  правительство поддержало эту идею. С этого года начнется поэтапная работа по ремонту аэропортов в Исфане, Баткене, Джалал-Абаде и других городах до 2020 года, что отражено в разработанной Стратегии развития до 2020 года.

    А что еще прописано в Стратегии развития?

    В Стратегии развития гражданской авиации отражена перспектива развития гражданской авиации, включая аэропорты, аэронавигацию и авиакомпании. Мы прописали, что должны достичь обеспечения безопасности полетов и авиацион­ной безопасности на воздушном транспорте, развить законодательную и правовую базу, регулирующую деятельность воздушного транспор­та, развить национальную систему использования воздушного пространства и обслуживания воздушного движения, привлечь государственные и иностранные инвестиции в развитие субъектов гражданской авиации, развивать инфраструктуры аэропортов Кыргызстана.

    Сколько нужно на ремонт одного аэропорта, и как руководство «Манаса» восприняло предложение?

    Мы предлагаем руководству аэропорта Манас в этом году начать ремонт аэропортов в Баткене, Джалал-Абаде, Исфане, остальные ремонтировать позже. Уже идет подготовка, и как только сойдет снег, начнутся строительные работы. Постепенно все аэропорты начнут полноценно функционировать. Приблизительно на реконструкцию одного местного аэропорта требуется порядка 3 миллионов долларов.  

    В позапрошлом году прибыль «Манаса» составила 1,2 миллиарда сомов, в этом году по предварительным данным составила порядка 1,5 миллиарда. В прошлом году по сравнению с 2011 году уровень перевозки пассажиров выросла на 14 % по всем рейсам, и внутренним, и международным. Если дальше будет такое развитие, то будут средства для реконструкции местных аэропортов.

    Во сколько авиакомпаниям обходится один самолет, ведь были куплены не совсем новые судна?

    Конечно, были куплены уже использованные самолеты. Абсолютно новые суда стоят очень дорого — порядка 50 миллионов долларов и выше. Сегодня даже крупные компании редко могут себе такую роскошь. Самолеты наших компаний в хорошем состоянии, ранее они эксплуатировались в Европе, и отвечают всем  требованиям ИКАО и авиационных правил Кыргызской Республики.

    Сколько лет должен эксплуатироваться самолет?

    У любого лайнера есть свой календарный срок. Однако многое зависит от качества технического обслуживания и эксплуатации. У нас постановлением правительства определено, что с 2010 года в Государственный  реестр нельзя ставить самолеты старше 25 лет. Судна постарше могут летать как грузовые, но не могут перевозить пассажиров. В Европе могут использовать самолеты 30-40 и более лет, при этом они в хорошем состоянии, потому что за ними хорошо следят.

    Поделитесь новостью