K-News продолжает рассказывать истории создания самых известных и ценных произведений, хранящихся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева. На этот раз публикация посвящена работам первого профессионального скульптора Кыргызстана, венгерского эмигранта – Ласло Месароша.
Портреты жителей советской Киргизии
В постоянной экспозиции Национального музея экспонируются четыре скульптурных произведения Ласло Месароша. Среди выставленных работ венгерского скульптора портреты председателя дунганского колхоза, пожилой крестьянки, девочки в тюбетее и кыргызского студента.
Как рассказала заведующая отделом скульптуры Любовь Гузева, в фондах музея хранится всего 8 портретов и рельеф «Стахановский забой», сделанные Ласло Месарошем в 1936-37 годах (период его пребывания в Кыргызстане). Каждый образ – своеобразный синтез представлений об этнических особенностях местных жителей.
«В своем пластическом искусстве Ласло Месарош отдавал предпочтение портрету и жанровым композициям, которые отражали интересы и направленность его творчества. О чем и свидетельствуют эти работы», – сказала Любовь Гузева.
Она также добавила, что Ласло Месарош в советской Киргизии известен не только в станковой, монументальной, монументально-декоративной скульптуре, но и как талантливый архитектор и график.
Экспозиция скульптур Ласло Месароша
«Председатель дунганского колхоза Чисанзо Вонмаза»
Это одна из первых работ Ласло Месароша, созданная им в Кыргызстане. Скульптура выполнена с натуры в 1936 году. Позировал для этой работы Чисанзо Вонмаза, который много сил и энергии отдал становлению дунганского колхоза в советской Киргизии и был награжден орденом Ленина.
«Приятное лицо умного, зрелого человека излучает жизнелюбие и доброту. Вместе с тем, в нем читается опытный руководитель, уверенный в себе, у которого скульптор жил первые дни своего приезда в Кыргызстан», – пояснила Любовь Гузева.
«Девочка в тебетее»
Портрет изображает целеустремленную девочку-подростка, еще по-детски угловатую и хрупкую. Для работы над этим портретом в 1936 году скульптор пригласил Бейшегуль Уметалиеву. Позже, получив высшее образование и защитив диссертацию, она стала профессором кафедры кыргызского языка в Национальном университете.
Согласно оценке искусствоведов, по своей эстетической характеристике это портрет создан в лучших традициях советского реализма. Образ сделан строго и сурово, в нем отражены черты советского поколения, которому предстоит строить светлую жизнь в Кыргызстане.
Основоположник кыргызского профессионального пластического искусства
Ласло Месарош родился в 1905 году на окраине города Будапешта (Венгрия). Подростком учился ювелирному искусству в частной мастерской. Затем продолжал учебу в Школе прикладных искусств Будапешта, которую окончил в 1929 году.
В конце 1920-х и начале 30-х годов работы скульптора экспонировались на выставке Национального салона и Новом обществе художников. Прогрессивные идеи и революционная направленность его творчества послужили поводом для эмиграции. В 1935 году он приехал в Москву, а в 1936, по приглашению художника Семена Чуйкова – переехал во Фрунзе.
В Кыргызстане Ласло Месарош работал как скульптор, архитектор и декоратор. В 1937 году по его инициативе была построена и организована первая в республиках Средней Азии художественная студия-интернат.
Ласло Месарош принял участие в оформлении Национального банка. По его эскизам были выполнены бетонный портал, декоративные элементы плафонов зала заседаний, резные двери для старого Дома правительства. Сквер перед Домом правительства также до сих пор сохранил его планировку. Ласло Месарош был одним из авторов проекта центрального железнодорожного вокзала во Фрунзе.
Именем Ласло Месароша называется одна из улиц современного Бишкека.