Алмамбет Шыкмаматов: Для повышения правовой культуры, сначала нужно развить политическую культуру элиты

Автор -

    В интервью KNews министр юстиции Алмамбет Шыкмаматов поделился мнением о развитии Кыргызстана в правовом аспекте, об уровне принимаемых законов и приоритетных задачах министерства.

    Алмамбет Насырканович, какие основные приоритетные задачи ставит перед собой Министерство юстиции?

    В настоящий момент приоритетных вопросов очень много. Одной из приоритетных задач является качественная инвентаризация законопроектов. В рамках работы межведомственной комиссии выявляется много противоречий в действующих законах, которые и приводят к неразберихе в правоприменительной практике. В обществе не доверяют судебной системе, полагая, что суды принимают несправедливые решения. Но если вникнуть глубже в эту проблему, то она не только в судах, но и в законах. Например, одни и те же отношения регулируются несколькими законами. И судья при принятии решений руководствуется тем законом, который ему выгодней. В нашей законодательной системе не должно быть таких моментов. Мы сейчас должны бросить все силы на улучшение работы по инвентаризации. Этот механизм налажен, имеет 20-летний опыт, но его необходимо переформатировать.

    Другой приоритетной задачей можно назвать экспертизу законопроектов. Хочется отметить, что Евросоюз готов выделить средства на реформирование судебной системы, органов прокуратуры и вообще в целом на верховенство права в стране. На сегодняшний день при помощи Евросоюза мы намерены разработать концепцию проекта, направленного на улучшение механизма экспертизы законопроектов. При Минюсте будет создан Центр законопроектных экспертиз. Он создается для того, чтобы все законы, инициируемые правительством и парламентом Кыргызстана, проходили глубокий анализ.

    Необходимо, так сказать, установить фильтр. Законопроекты должны проходить через большие дискуссии среди юристов-теоретиков и правоприменителей, а также среди узких специалистов профильных сфер. Только после таких горячих споров мы можем говорить, что законопроект качественный.

    У нас же законы, не проходят достаточную экспертизу, принимаются очень быстро. Например, в Германии один законопроект только анализ проходит 8-9 месяцев. Они 7 раз отмеряют, один раз отрезают. А мы принимаем закон, затем он вступает в силу, а позже понимаем, что он сырой и в него нужно вносить изменения и дополнения. И у нас все время так, — действующие законы требуют доработок.

    В задачу ведомства входит обеспечение координации законопроектной деятельности органов исполнительной власти. Каково взаимодействие ведомства с другими министерствами?

    Мы направляем законопроекты на согласование в другие министерства. Так сказать призываем их к дискуссии. Но у каждого министерства свои проблемы, иногда им некогда заниматься законопроектами. Где-то слабые юристы, и они просто занимаются отписками — пишут, что не имеют замечаний. Эта процедура себя изжила. Она имеет формальный характер согласования. Мы хотим, чтобы все действительно были вовлечены в обсуждение законопроектов.

    Необходимо ли реформировать сам Минюст?

    Необходимо усовершенствовать экспертную и реформировать адвокатскую деятельности. Адвокатам нужно создать свой орган, выбрать аттестационную комиссию. Как показывает практика, государственный контроль получается не очень качественным, адвокаты сами должны заботиться о своей репутации и имидже. Под подозрение в недобросовестности подпадают эти два направления деятельности, а также комиссия по выдачи разрешения на покупку недвижимости в стране иностранными гражданами.

    В парламенте прозвучала критика в адрес Министерства юстиции по поводу проведения некачественных экспертиз законопроектов. Как Вы можете это прокомментировать?

    Отчасти они правы. Тот традиционный механизм правовой экспертизы изжил себя. Он показывает, что его недостаточно. Необходимо реформировать саму систему согласования. Хорошие законы будут тогда, когда законопроект будет обсужден экспертами со всех ракурсов. А когда эти вещи происходят формально, законы будут сырыми. Я сказал бы, в самом парламенте законопроекты не ахти.

    А как Вы оцениваете качество законов, принимаемых парламентом?

    В парламенте тоже пора установить некий фильтр, чтобы законопроекты проходили тщательную профессиональную, компетентную экспертизу. К сожалению, как показывает практика, законопроекты не проходят достаточную квалифицированную экспертизу. Мы погнались за количеством, забыв о качестве. И это нам мешает развиваться.

    Насколько, на Ваш взгляд, наши законы соответствуют международным нормам?

    В общих чертах наши базовые законы соответствуют международным нормам. Но их нужно усовершенствовать. У нас 280 базовых законов, многие из них не приспособлены к реальной жизни, мертвые законы. Каждый день мы выявляем и устраняем противоречия в законодательстве. Чтобы в доме был порядок, нужно соблюдать в нем чистоту и не сорить. То же самое, и с законами. Надо сразу принимать качественные законы, а не устранять потом противоречия.

    Как Кыргызстан развивается в правовом аспекте? Почему правосознание граждан находится на низком уровне?

    Кыргызстан стоит, может, чуть выше Афганистана по правовой культуре, потому что законы у нас более-менее работают, но до развитых стран нам расти и расти. Поэтому в данном направлении мы должны смотреть на себя очень самокритично и не уставать работать. В этом вопросе должно быть объединение элиты, нам нужно поднимать правовую культуру общества, самосознание граждан, установить принцип верховенства права, построение независимой и справедливой фемиды.

    Но сказать легко, а это требует большого кропотливого труда. А когда в самой политической сфере хорошие идеи не принимаются только по причине того, что исходят от оппонентов, это вредительский подход. Политики, чьи партии представлены в парламенте, на местном уровне, те силы, которые, так или иначе участвуют в политических процессах, днем и ночью занимаются обвинением друг друга. Сейчас можно найти аргументы против всех, за каждым есть какая-то моральная вина. Чтобы поднять уровень правовой культуры, нужно сначала развить политическую культура нашей элиты.

    Все это передается по вертикали. Если нет политической культуры, то и общество, видя такие примеры, не будет уважать закон. Например, на выборах говорят одно, обещают золотые горы, приходят в парламент и начинают защищать узкокорыстные интересы, родственников устраивают на высокие посты. И когда народ это видит, он перестает уважать власть и законы. Общество будет считать, что никто не в праве их учить. Потому что те, кто должны требовать исполнения законов, сами их нарушают.

    Как обстоит дело в области прав человека?

    Кыргызстан взял на себя обязательства в рамках ООН по правам человека, по имплементации международного гуманитарного права, есть и другие международные обязательства.

    С соблюдением прав человека у нас более-менее нормально. По сравнению с соседними странами постсоветского пространства мы занимаем не самое последнее место. Но у нас другой фактор – плохое социальное положение населения. В нашей стране есть политический плюрализм, право на митинги. Омбудсмен инспектирует все пенитенциарные учреждения. У нас очень активный гражданский сектор, много неправительственных организаций, направленных на защиту прав и свобод человека.

    Можно ли назвать наше законодательство совершенным?

    Нет, оно требует доработок. Мы все, и парламент и правительство, должны бросить усилия на это. 

    Поделитесь новостью