Недавно одного из депутатов Жогорку Кенеша за пропуск заседаний наказали на 15 тысяч сомов. Спикер же обещал, что имена не посещающих заседания депутатов будут публиковаться на сайте Жогорку Кенеша. Об этом и других методах поддержания дисциплины своих коллег в интервью K—News рассказала глава Комитета по регламенту Жогорку Кенеша и депутатской этике Айнуру Алтыбаева.
Айнуру Тойчиевна, что необходимо поменять в действующем регламенте депутатов?
Я считаю, что сильно менять данный регламент не стоит. Он в принципе неплохой. Регламент был разработан на основе опыта европейских парламентских государств. До ноября 2011 года депутаты работали по старому регламенту, который был разработан и действовал еще при формировании парламента по мажоритарной системе.
Единственное, что предложила бы поменять в действующем регламенте — ужесточение санкции за пропуск пленарных заседаний и введение санкций за непосещение заседаний комитетов.
В настоящее время имеются ряд предложений депутатов в действующий регламент. Также в регламент будут внесены изменения согласно подписанному президентом закону о депутатских группах.
А как, на Ваш взгляд, появление депутатских групп в структуре Жогорку Кенеша отразится на работе законодательного органа?
Я голосовала против этого законопроекта во всех трех чтениях, но, к сожалению, мы остались в меньшинстве. Я считаю, что данный закон противоречит в первую очередь Конституции. В ней четко написано, о том, что «депутаты Жогорку Кенеша объединяются во фракции». Как председатель комитета, я постараюсь ослабить негативное влияние этих изменений на развитие системы парламентаризма. Ведь избиратель голосовал за партию, за идеологию и программу политического объединения, а не за группы. И сейчас это выглядит как обман избирателей. Депутат, пришедший в парламент в составе определенной партии, теперь уходит из нее, и, следовательно, не исполнит тех обещаний, которые были озвучены во время выборов.
Также, принятие данного закона сильно повлияет на действующую конструкцию закона о регламенте, потому что одну треть статей нужно пересматривать. Работа предстоит большая.
Парламентариев часто критикуют за то, что они не посещают пленарные заседания и заседания комитетов. Бывает, в зале присутствует треть депутатского корпуса. А сейчас рассматривается вопрос, по которому законодателям можно и вовсе не присутствовать на обсуждении законопроектов и передавать свое право голоса коллегам. Не думаете ли Вы, что это может ухудшить и того слабую дисциплину нардепов?
Мы примем меры, чтобы не дать возможности ухудшения дисциплины депутатов. Будем работать на улучшение системы, чтобы закон не создавал условия для парламентариев, уклонится от присутствия на заседании без уважительных причин.
Хочу отметить, что в данном законопроекте не конкретизируется норма, при каких случаях можно передавать свой голос. Поэтому мы указали в регламенте, что передавать доверительные письма можно только в том случае, если у депутата есть уважительная причина. То есть только тогда, когда он находится в заграничной командировке или болеет. Поездки по регионам не будут считаться уважительной причиной. Также не будут приниматься разные медицинские справки, только бюллетень является основанием подтверждающим отсутствие по уважительной причине.
И журналисты, и депутаты, все мы должны учиться новой форме правления – парламентской системе. Мы изучали опыт парламента Швеции, где основная часть законопроекта разрабатывается на площадке профильного комитета. Я тоже хочу ввести в парламенте аналогичные нормы. Мы должны усилить посещаемость, дисциплину депутатов именно в комитетах. В рамках законодательства ежемесячно председатели профильных комитетов информируют Комитет по регламенту Жогорку Кенеша и депутатской этике о посещениях. По Конституции, отсутствие на заседаниях Жогорку Кенеша без уважительных причин 30 и более рабочих дней в течение одной сессии влечет прекращение полномочий депутата. Неоднократно, и сами депутаты и представители гражданского общества говорили, что это много. Согласна с ними, думаю, что, пропуск заседания комитета также можно засчитывать как пропуск пленарных заседаний. Потому что кворум на комитете очень важен. 90 % законопроекта должно быть подготовлено в комитете. В парламенте Швеции 450 депутатов и когда мы присутствовали на их заседании, где отчитывался премьер-министр, присутствовало всего 27 депутатов. Но день голосования для них святой день, присутствует почти 100 % всего депутатского состава.
Спикер парламента упомянул, что впервые за 2 года депутаты были оштрафованы. Метод «удар по кошельку» себя оправдывает?
Решением Комитета по регламенту причины отсутствия на пленарном заседании нескольких парламентариев были признаны неуважительными, и с их зарплаты была вычтена десятая часть. Это оказалось для них значимо. Ко мне даже обратились эти депутаты. Здесь возможно дело не столько в материальном вопросе, сколько в морально-этическом аспекте. Депутат, который ко мне обратился, получает хорошую зарплату, у него большой опыт на госслужбе, солидная надбавка, а также большая надбавка за классный чин, он является депутатом нескольких созывов. За пропуск в 3 дня его наказали на 15 тысяч сомов. Я считаю, это много. На последнем координационном совещании спикер сказал, что списки не посещающих заседания депутатов будут публиковаться на сайте.
Часто в парламенте происходят стычки, перепалки, доходит и до драк. Такие моменты как-то регулируются регламентом? Какую оценку можете дать этике парламентариев?
На самом деле надо бояться тиши и глади в парламенте, ведь именно « в споре рождается истина», по сравнению с предыдущим созывом, все решения сейчас принимаются в парламенте. Даже если взять последний спор между депутатами Надирой Нарматовой и Асией Сасыкбаевой, считаю, что пусть лучше спорят депутаты в парламенте, чем это будет противостояние между сторонниками партий «Ата Мекен» и «Ата-Журт» где-то на площади.
Конечно, рукоприкладство, насилие, особенно для депутатов — это неправильно, драк не должно быть. Я стала свидетелем того, когда одна моя коллега оскорбила другого депутата, я, конечно, была возмущена, депутаты не должны оскорблять друг друга, не должны переходить на личности. Но когда мы спорим по законопроектам, по заключениям депутатских комиссий — это нормально.
Не хочу, чтобы для нас это было примером, но думаю, мы и не будем перенимать опыт парламентов Украины, Кореи, когда депутаты кидаются стульями.
Почему депутаты не хотят рассекречивания размер своей заработной платы?
Думаю, сейчас в Кыргызстане все знают, сколько получают депутаты Жогорку Кенеша. Парламентарии каждый год сдают свои декларации о доходах, сведения об имуществе. Эта информация открыта и каждый может ее узнать.