Аалы Карашев: Мы должны платить не за должность госслужащего, а за результаты его работы

Автор -

    Государственная кадровая служба намерена изменить принцип работы государственных и муниципальных служащих. О текущей ситуации и планирующихся изменениях KNews рассказал директор ГКС Аалы Карашев.

    Аалы Азимович, расскажите, какие проблемы Вы увидели в работе госслужащих, когда пришли на эту должность?

    После моего назначения мы сделали экспресс-анализ сегодняшнего состояния государственной службы и увидели, что нужно повышать мотивацию госслужащих в материальном плане и нематериальном.

    Вторая проблема, которую мы увидели — это обучение и повышение квалификации, сегодня они не проводятся на регулярной основе, а происходят от случая к случаю. Повышение квалификации должно быть регулярным и системным.

    В этом направлении уже завершается разработка стратегии обучения государственных и муниципальных служащих.

    Исходя из существующих проблем, мы для себя выработали первые шаги по их решению и начали реализацию, провели ревизию действующего законодательства и наметили поправки в законы.

    В 2011 году была принята концепция модернизации госслужбы, однако не был разработан план ее реализации. Мы приступили к его разработке, на основании этого документа и будем делать дальнейшую реформу. Проект плана уже готов.

    Какие именно поправки в законодательство планируется внести?

    Некоторые идеи депутаты Жогорку Кенеша, члены Совета по государственной службе уже начали реализовывать. Например, предложены поправки в закон о госслужбе, касающиеся советников и консультантов лиц, занимающих политические должности. Сейчас они имеют право поступать на госслужбу вне конкурса, и, чтобы эту норму исключить, депутаты инициировали поправки. При принятии законопроекта консультанты или помощники также должны будут проходить конкурс, чтобы поступить на госслужбу. Я считаю это правильным и справедливым, а то у нас бывает так, что человек пару месяцев проработал консультантом, а потом назначается начальником какого-нибудь отдела.

    Второй законопроект, инициированный депутатами, касается статс-секретарей. Согласно действующему законодательству, статс-секретарь назначается с согласия руководителей министерств и ведомств. Законопроектом эту норму предлагается убрать.

    Вообще, планов много, но сейчас это все в проектах.

    Вы говорили о мотивации госслужащих. Планируется повысить заработную плату?

    Да, мы планируем реформу заработной платы государственных и муниципальных служащих. Сейчас у нас платят за должность, а не за результат работы, и это нужно менять.

    С группой Всемирного банка уже проведена предварительная работа. Но мы не хотим просто повысить зарплату на какой-то процент, — это не решит существующую проблему. Мы должны привязать размер заработной платы к результату работы госслужащих. Для этого мы для каждой должности нужно разработать квалификационные требования и четко прописать их обязанности, прежде чем требовать эффективной работы. А уже следующий шаг — оценка работы каждого госслужащего, от которой и будет зависеть заработная плата.

    Кто будет за этим следить, и как будет определяться эффективность работы?

    Каждый государственный орган должен следить за работой своих сотрудников, но чтобы не было субъективизма, мы предлагаем создавать комиссии с обязательным включением представителей профсоюза. Комиссия и будет рассматривать эффективность работы служащих. Приведу простой пример. Двое равнозначные по должности специалиста отдела получают одинаковую заработную плату. Но один из них — трудолюбив и хороший работник, а второй – нерадивый чиновник, который не выполняет такого объема работы, как первый. Где справедливость? Каждый должен получать за проделанный труд, а не за проведенные в кабинете часы. Во сколько это обойдется бюджету, пока сказать не могу, предварительные расчеты есть, но все это будет еще формироваться исходя из состояния госбюджета.

    А Вам не кажется, что это даст власть определенным людям, которые из-за личной неприязни могут несправедливо оценивать работу госслужащих?

    Вообще, предлагаемая система совсем не нова, есть методика KPI (Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности), которой пользуются во многих странах. Главные критерии оценки работы служащих по этой методике — ответственность, креативность, инициативность и другие. Исходя их этих критериев, мы и должны оценивать работу госслужащих для формирования заработной платы.

    Я не считаю, что на это будут влиять личные отношения, потому что есть критерии, а не просто «нравится» или «не нравится». Тем более решает ведь не один человек, а комиссия на коллегиальной основе.

    Мы планируем разработать типовые критерии оценки в целом для госслужащих, и, наверное, утвердим, постановлением правительства для обязательного исполнения всеми госорганами. А в дальнейшем каждый госорган будет разрабатывать свои подкритерии, конечно же, мы будем помогать.

    Это очень сложный процесс, нельзя сказать, что завтра же все изменится, здесь должен быть усердный и кропотливый труд.

    Как Вы думаете, удастся искоренить сложившиеся устои поступать на госслужбу через связи?

    По закону у нас открытый доступ к конкурсу на замещение административных государственных должностей. В каждом государственном органе есть аттестационно-конкурсная комиссия, которую возглавляет статс-секретарь ведомства. Она проводит конкурс и принимает решение, и на каждую должность есть свои квалификационные требования, без соответствия которым невозможно пройти конкурс.

    Конечно, я не отрицаю, что некоторые могут пройти на госслужбу по связям, при этом работая некачественно. Но в большинстве случаев решение принимается коллегиально, поэтому обойти правила сложно. Тем более, я считаю, что введением конкурсов, руководители имеют больший выбор, чем раньше, и соответственно имеют возможность выбрать лучшего.

    Я не исключаю, что где-то может сыграть роль человеческий фактор, но мы — контролирующий орган, и любой человек, который считает, что конкурс был нечестным, может обратиться к нам.

    С ноября прошлого года мы вновь ввели в состав аттестационных комиссий всех органов наших представителей, в одно время их исключили из состава, но поступив на должность, я вновь ввел эту норму. По итогам каждого конкурса наш представитель отчитывается, как он прошел. Делается это для того, чтобы в ведомстве не «варились» в собственном соку и знали, что есть человек извне, который следит за их работой.

    Не могу не спросить о последних инициативах правительства и депутатов, касающихся госслужбы. Недавно Министерством юстиции был предложен законопроект о том, чтобы отмечать в реестре госслужащих, уволенных по отрицательным мотивам. Что Вы об этом думаете?

    Это предложение сделано в рамках реализации Стратегии по борьбе с коррупцией. Мы ознакомлены с законопроектом и дали положительное заключение. Реестр госслужащих, уволенных по отрицательным мотивам, будем формировать мы, и это прописано в законопроекте. В этом документе нужно четко обозначить, что такое отрицательный мотив, чтобы не было таких ситуаций, когда кого-то уволили ни за что, а он попал в этот реестр. Эта норма предлагается для того, чтобы соблюдать чистоту и честность в госслужбе, бывают случаи, когда судимый человек или уволенный за хищение, через некоторое время занимает высокий пост в другом министерстве. С введением такого реестра руководители будут давать оценку его предыдущей работе, исходя из этого, решать — брать его на работу или нет.

    А что скажете по поводу нашумевшего законопроекта об обязательном знании госязыка и привлечении к административной ответственности в случае незнания?

    К нам этот законопроект официально не поступал и не согласовывался. В целом я считаю, что государственный язык необходим, и его нужно знать, но для этого нужно создать соответствующие условия и обучать население. Сегодня при поступлении на госслужбу такого критерия нет, и доступ открыт для всех. Пока это только проект закона, посмотрим, что будет дальше. Главное в госслужбе – это профессионализм, ответственность и честность.

    Вы обозначили проблемы в повышении квалификации госслужащих, в чем именно они заключается?

    Согласно закону Кыргызской Республики о госслужбе каждый госорган должен направлять 1 % от своего бюджета на повышение квалификации своих сотрудников, но, к сожалению, сегодня эта норма не работает, и деньги на обучение служащих не перечисляются. Нам, конечно, помогают международные организации, но нам нужна своя система повышения квалификации, потому что международные организации не могут охватить весь объем работы и обучить всех госслужащих.

    У нас есть Академия государственного управления при президенте, она и должна стать базовым учебным заведением, где будут проходить повышение квалификации все государственные и муниципальные служащие. Вообще, каждый служащий должен проходить обучение каждые 2-3 года, ведь жизнь не стоит на месте, и все время меняется, принимаются новые законы, положения, инструкции. Поэтому госслужащие должны быть компетентны в своей работе и быть в курсе нововведений. Сегодня у нас в стране насчитывается 17 тысяч госслужащих, ежегодно повышение квалификации должны проходить не менее 5 тысяч из них.

    Мы хотим внедрить следующую систему: каждый год все госорганы до составления своего бюджета должны определять потребность повышения квалификации, утверждать список и включать этот пункт в бюджет. После этого все материалы направляются в Государственную кадровую службу, а мы, в свою очередь, делаем госзаказ Академии управления, что в этом году по такой-то тематике столько-то человек будут проходить курсы повышения квалификации. При этом программа обучения должна определяться исходя из нужд госслужащих, а, не исходя из того, чему профессора и преподаватели могут обучить.

    Таким образом, мы хотим достичь систематического и регулярного обучения, чтобы охватить всю массу госслужащих.

    А как проходит сотрудничество с международными организациями в этом плане?

    Государственная кадровая служба уже седьмой год тесно сотрудничает с японским правительством и JICA (Японское агентство международного сотрудничества), которые оказывают нам большую поддержку. В рамках сотрудничества в Японию для двухгодичного обучения в престижных вузах направляются муниципальные и государственные служащие с определенным стажем работы.

    За все время сотрудничества направили 6 групп, на сегодняшний день 101 человек получили образование в Японии. Недавно был набор на 15 мест, заявки подали более 70 человек, конкурс открытый, решение принимает комиссия из специально приехавших из Японии профессоров, представителей JICA, японского посольства, Госкадровой службы.

    В соглашении есть одно обязательство для госслужащих, — по возвращении они должны 3 года отработать в своем госоргане. Еще мы поставили перед собой задачу, что должны строго отслеживать карьерный рост тех людей, которые уже прошли обучение. Не скрою, некоторые из них не трудоустроены, за ними мы тоже должны следить и помогать трудоустроиться, потому что кыргызское и японское правительства вложили определенные средства, и они должны использовать полученные знания на благо страны.

    Наверное, главный критерий для прохождения конкурса знание английского и японского, что ограничивает доступ к конкурсу служащим из регионов?

    Японский знать не обязательно, но английский – да. Принять участие в конкурсе могут все желающие, отвечающие критериям по образованию, стажу работы и возрасту. Например, в последний раз, до последнего этапа дошел главный специалист Чаекского айыл-окмоту Джумгальского района Нарынской области, на меня он произвел очень хорошее впечатление. Также был представитель Ляйлякской райгосадминистрации. Но Вы правы, большинство претендентов из города Бишкека. Поэтому мы хотим решить этот вопрос и предложить нашим партнерам, чтобы было больше представителей из регионов. Возможно, стоит сделать для них льготы и немного изменить критерии отбора. Не секрет, что в городе больше возможностей для обучения иностранного языка и других вещей. Мы внесем предложение японской стороне, если они одобрят, то будем работать в этом направлении.

    Есть договоренности с другими иностранными государствами?

    Да, мы сотрудничаем с немецким фондом Ханса Зайделя, они уже более 10 лет работают в Кыргызстане. В рамках сотрудничества госслужащие направляются на годичные магистерские курсы. За это время более 1 тысячи человек прошли обучение.

    С прошлого года начали сотрудничать с китайским правительством, которое готово выделить грант на обучение госслужащих. Предварительный договор уже подготовлен, наверное, в ближайшем будущем соглашение будет подписано.

    Кроме этого грант предоставляет Российская Федерация, обучение проходит на базе Кыргызско-Российского Славянского университета. На настоящий момент более 700 человек прошли обучение.

    Мы продолжаем работать в этом направлении и обращаемся в международные организации для предоставления возможности нашим госслужащим пройти обучение за рубежом.

    Поделитесь новостью