Государство не должно создавать рабочие места, у него другие задачи – создавать условия для привлечения инвесторов. Об этом, а также о своей зарплате, причинах коррупции, о том, когда же в Кыргызстане будут нормальные дороги и многом другом в интервью K—News рассказал вице-премьер-министр Кыргызстана Тайырбек Сарпашев.
Ни для кого не секрет, что в Кыргызстане уровень жизни в областях намного ниже, чем в столице, и развитие регионов – один из самых насущных вопросов. Тайырбек Дуйшекеевич, Вы часто совершаете поездки по регионам и хорошо осведомлены обо всех проблемах. Как, на Ваш взгляд, нужно развивать регионы? Что делается в этом направлении?
Самое главное – это создание рабочих мест, потому что, когда люди не находят себе работу, их трудно удержать на местах, в провинции. Все услуги в регионах должны быть на таком же уровне, как и в столице – образование, медицина, соцзащита. Ко всему этому мы придем, постепенно. Когда мы этого достигнем, люди перестанут покидать села и перебираться в большие города или уезжать на заработки в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Но как создавать рабочие места, ведь у государства нет средств для этого?
Мы должны уходить от понятия того, что государство будет открывать заводы и фабрики. У государства другие задачи. Оно должно подключать инструменты, для того чтобы инвестор приходил и создавал рабочие места. Для этого нам нужна политическая стабильность, достаточно сильная законодательная база, которая не меняется. Немаловажным фактором является создание и сохранение кадрового потенциала на местах. Весь мир развивается с помощью инвесторов, потому что у государства никогда не будет достаточно денег для решения всех имеющихся проблем. Даже США ежедневно получают около 2 миллиардов долларов инвестиций.
У Кыргызстана есть 4 отрасли, в которые можно смело инвестировать средства. Это — энергетика, горнодобывающая отрасль, сельское хозяйство, туризм. Нам надо создать условия бизнесу — желательно меньше пикетов, меньше препятствий, достаточно прозрачные законы и стабильность в стране. И хватит обманывать народ, обещать, что государство все сделает за нас. Мы можем сделать все вместе. Люди должны научиться работать на себя, на благо своей семьи, страны, наконец.
Помимо прочего, Вы курируете сферу коммуникаций, а одной из самых больших проблем для Кыргызстана остается именно она. Когда же в нашей стране будут нормальные дороги? Какие дороги планируется построить и отремонтировать в этом году?
Хотя у нас состояние дорог оставляет желать лучшего, одни из самых больших инвестиционных проектов реализуются именно в этой сфере. В этом году только за счет доноров будет продолжена реабилитация международных коридоров и автомобильных дорог Бишкек – Нарын – Торугарт, Тараз – Талас – Суусамыр, Ош – Баткен – Исфана. Также продолжится строительство дорог и мостов за счет республиканского бюджета. На эти цели Министерству транспорта выделяется более 1 миллиарда 600 миллионов сомов. Наиболее значимые из них — автодорога Тюп – Кеген, мост через реку Кокомерен, дороги в приграничных районах республики, в том числе вокруг анклава Сох. Всем нам памятны события вокруг этого анклава, выявившие много проблем и конфликтных ситуаций. А конфликты там возникают элементарно из-за бытовых проблем, отсутствия дорог и коммуникаций. Именно потому более 350 миллионов сомов мы выделяем только на решение проблем приграничных с анклавом Сох сел, чтобы исключить дальнейшие инциденты.
Сколько Кыргызстану потребуется времени, чтобы по качеству дорог достичь уровня, хотя бы Казахстана?
Конечно, за несколько лет все проблемы не решить, но правительство ведет активную работу в этом плане. Качество дорог зависит также и от того, как мы их эксплуатируем. В этом году мы усилили институт контроля осевой нагрузки, установили веб-камеры на постах пропуска. То есть мы стараемся сохранить то, что имеем. Надеюсь, лет через пять мы сможем достичь такого уровня, когда как минимум центральные магистрали, дороги в городах республиканского значения будут отвечать всем стандартам.
Еще одна курируемая Вами сфера – гражданская авиация. В данный момент кыргызстанские авиакомпании остаются в «черном списке» Евросоюза (списке компаний, которым запрещены полеты в пределах ЕС). В чем причины этого, и когда же наши компании исключат из списка?
Причины мы все знаем – это состояние нашей авиационной отрасли. Лучше я расскажу, что мы делаем в этом направлении. В октябре прошлого года состоялась встреча с представителями Евросоюза, где как раз кыргызская сторона озвучила свою позицию о нецелесообразности нахождения наших авиакомпаний в «черном списке» ЕС. Основанием для такого заявления были — результаты аудита Международной организации гражданской авиации, в которых не было замечаний, влияющих на безопасность полетов. Евросоюз поддержал позицию Кыргызстана. В ближайшее время эксперты Еврокомиссии проведут оценку кыргызских авиакомпаний на предмет соответствия международным стандартам.
Сейчас три отечественные авиакомпании проводят внутренний аудит, после этого аудит произведет Агентство гражданской авиации КР. По результатам всех проверок будет определен список авиакомпаний к прохождению оценки соответствия международным стандартам. Если результаты проверок будут положительными, то авиакомпании, прошедшие все процедуры, будут исключены из «черного списка». В этом году мы должны уже продвинуться в этом направлении.
Думаете, уже в этом году исключат?
Хотя бы одну компанию, возможно, нам удастся исключить.
Сельское хозяйство когда-то было основой нашей экономики, сейчас же эта отрасль потеряла почти все свои позиции. Вы координируете деятельность Министерства сельского хозяйства, а также возглавляете штаб по подготовке к весенне-полевым работам. Расскажите, что делается в этой сфере? В прошлом году звучали жалобы на то, что необходимое финансирование сельского хозяйства осуществляется с запозданием, что в итоге повлияло на сезон и урожайность. Повторятся ли эти проблемы в 2013 году?
Каждый год мы учитываем ошибки прошлых лет. В прошлом году мы выдали фермерам 1 миллиард сомов кредитов, но, тем не менее, это покрыло лишь небольшую часть потребности сельского хозяйства. Поэтому в этом году мы выдаем 4,5 миллиарда сомов кредитов под 10 % годовых. Это существенно повлияет на проведение полевых работ. Кроме того, мы сделали районирование – определили, какому району, какой примерный объем кредитов достанется.
Во-вторых, 50 миллионов сомов мы выделили на обеспечение фермеров семенами. В лизинг по нескольким сельскохозяйственным проектам на этот год мы запланировали выдать 1,5 тысячи единиц техники – комбайны, трактора и прочее. Срок погашения для фермеров составит до 7 лет. Для сравнения, за последние несколько лет в Кыргызстан было завезено около 650 единиц техники. То есть в этом году в техническом плане подготовленность лучше, чем в предыдущие годы. Конечно, этого недостаточно, потому что у нас около 20 тысяч единиц сельхозтехники, которая служит уже по 20-30 лет. Нужно наращивать темпы обновления парка сельхозмашин.
Также в этом году мы приняли решение 70 % от суммы, выделяемой на очистку ирригационных систем, выделить за 3 месяца — с февраля по апрель. Раньше средства выделялись равномерно в течение 12 месяцев, а сейчас получится, что 70 % всего объема запланированных работ мы выполним до начала первого полива.
Немаловажно, что с этого года для поддержки отечественных производителей мы перестали проводить тендеры на закупку муки для солдат, системы ГСИН и погранвойск. Муку будем продавать с Фонда госматрезервов, деньги будут аккумулироваться в фонде, а, начиная с июля, мы будем закупать зерно у наших крестьян – не менее 50 тысяч тонн.
В-третьих, большую ставку мы делаем на переработку. Сейчас мы вводим еще одного заместителя министра сельского хозяйства по перерабатывающей промышленности. С некоторыми китайскими инвесторами мы запланировали строительство 8 заводов по переработке молока по всей республике.
Для поддержки переработки уже в этом году мы освободили всех сельскохозяйственных переработчиков от налогов на прибыль на 3 года. То есть мы включаем финансовые, банковские механизмы и другие доступные методы. Самое главное, что эта работа начата достаточно рано – постановление было принято 23 января, а подготовка началась еще с зимы прошлого года.
Когда-то Кыргызстан был аграрной страной, сейчас же мы не покрываем даже свои собственные нужды в продовольствии. Как и когда страна сможет выйти на самообеспечение?
Так как внутренние ресурсы у нас ограничены, нам нужно повышать урожайность. У нас примерно 1 миллион 171 тысяча гектаров пахотных земель, и их больше уже не станет. Чтобы обеспечить себя, нужно использовать науку, которая в Кыргызстане давно уже отделилась от производства. Нужно повышать продуктивность, для этого есть современные агротехнические методы обработки земли, повышения удоя молока, улучшения семенного хозяйства. За счет науки нам нужно двигаться вперед, и постепенно мы сможем выйти на самообеспечение.
По итогам 2012 года, показатели обеспечения внутреннего рынка хлебопродуктами составили 109 %, картофелем — 152 %, молоком — 112 %, мясом 75 %, овощами — 146 %, плодами и ягодами — 24 %, яйцами — 42,6 %, маслом растительным — 98,8 %, сахаром — 63,7 %. При этом, из собственных ресурсов обеспеченность по хлебопродуктам составила 59 %, картофелю — 152 %, молоку – 112 %, мясу — 57 %, по овощам — 146 %, плодам и ягодам — 21 %, яйцам — 40 %, маслу растительному — 27 %, сахару 9,4 %.
Исходя из этих данных, в этом году мы уже рекомендуем через Минсельхоз сеять больше сахарной свеклы, а с Китаем мы провели переговоры по поводу запуска завода в Сузакском районе по производству растительного масла на нашем и российском сырье.
То есть Вы считаете, что у нас в сельском хозяйстве все не так уж плохо?
Продвижения есть. Главное нам нужно наладить переработку, ключ к успеху лежит именно здесь. Я назову лишь одну цифру: к сожалению, в год мы закупаем продуктов питания и промышленных товаров на 16 миллиардов сомов. И только 1,5 % всех товаров мы покупаем у отечественных производителей, все остальное – импорт. Получается, что мы финансируем наших соседей.
В последнее время в СМИ муссируется тема заработных плат депутатов и чиновников, а недавно Верховный суд постановил оставить информацию о зарплате депутатов засекреченной. Как Вы считаете, правильно ли это, имеет ли народ право знать, сколько получают чиновники и депутаты?
Я думаю, что народ должен знать, сколько зарабатывают чиновники. Парламент — это отдельная ветвь власти, и с моей стороны было бы не тактично высказываться относительно зарплат отдельного органа. А свою зарплату я могу свою назвать – 25 тысяч сомов.
Как Вы думаете, это достаточная зарплата для вице-премьер-министра?
Мы не должны получать больше, чем зарабатывает средний кыргызстанец. Мы увеличиваем зарплаты некоторым ответственным госслужащим – судьям, к примеру, чтобы исключить элемент коррупции. Во многих госорганах мы заинтересованы в повышении заработных плат для того, чтобы удержать высококвалифицированных специалистов, ведь многие из них уходят в бизнес. Но, в любом случае, зарплаты чиновников не должны быть несоизмеримо высокими, это все-таки народные деньги.
Но низкие зарплаты госслужащих – это не редко причина коррупции. К примеру, преподаватели в вузах получают мало, и любой студент в Кыргызстане знает, что сессию часто можно не сдать, а просто «развести».
Тут не о заработной плате идет речь. Здесь дело больше в моральном состоянии общества. Я не согласен с тем, что взятки берут от безысходности. Несколько лет тому назад я был в Пакистане, средняя заработная плата на тот момент там не превышала 100 долларов. И при такой зарплате там не бывает подкупа избирателей на выборах. Потому что моральное состояние общества, вера в справедливость воспринимается через другую призму.
Люди, которые говорят, что деньги решают все, обычно готовы за них продать все — свою душу, веру, правду и будущее своих детей. Человек, получающий 2-3 тысячи долларов в месяц, может и возьмет взятку, а тот, кто получает 10 тысяч сомов, может и не пойти на это. Это зависит от морального облика всего общества и отдельно взятого человека.
Вы занимаете достаточно высокое положение, при котором можете сделать многое для страны. Чтобы Вы хотели изменить в Кыргызстане? И что собираетесь сделать для страны?
Что я могу, то делаю — не ругайте пианиста, он играет, как может. А вот мечтаю я о том, чтобы наш народ был справедливым в оценке, чтобы было меньше популистов. Я мечтаю, чтобы в нашей стране сформировался институт репутации. К сожалению, среди политиков хорошую репутацию имеет не тот, кто ее оберегал от соблазнов, коррупции, работал всегда честно. Репутации — это собственность, и когда в обществе начнут ценить этот вид собственности, а не виллы и дешевые политические очки, тогда начнется очищение общества. В развитых странах политик может расплатиться своей репутацией, которую зарабатывал 40 лет, за одну малейшую ошибку.
Когда говорят некоторые политики, мне хочется сказать словами Достоевского: «Я бы поверил, если бы это было написано чистыми руками». Имея нечистые руки, наши политики пишут политические лозунги и за собой ведут народ. Я хотел бы от этого избавиться.
Что самое сложное на посту вице-премьер-министра?
Катастрофическая нехватка времени. Я до вице-премьерства много читал, сейчас у меня на художественную литературу нет времени — читаю только проекты-постановления. И с ностальгией вспоминаю время, когда я мог посвящать время самообразованию. Хотя на этом посту есть свои плюсы – больше общения, много опыта. Мне нравится моя работа, но, тем не менее, я распрощался с определенной свободой.
Чтобы вы хотели пожелать кыргызстанцам?
Чтобы мы все верили, что идем в правильном направлении. Когда говорят, что все плохо, это не правда. По сравнению с Кыргызстаном 5-летней, 10-летней давности — мы выросли. Страна идет вперед. Я верю, что мы будем жить в сильной и справедливой стране, а вера движет людьми. В нашей стране много патриотов, талантливых людей, мы просто должны взять хорошее направление, хватит уже популизма, нам надо всем работать, тогда у нас все получится. У страны, как и у человека, есть своя судьба. И у каждого бывают сложные периоды. Я уверен, что самое трудное время в судьбе Кыргызстана осталось позади. Впереди только развитие, очищение и продвижение.