Поразмышлять о кинопроизводстве Кыргызстана, о его прошлом, настоящем и призрачном будущем собрались сценаристы и режиссеры страны — Марат Алыкулов, Эмиль Джумабаев, продюсер Олег Выбойченко, Чолпон Турсунова и французский режиссер Жорж Сент-Ив.
Эмиль Джумабаев: На сегодняшний день кыргызское кино находится в коме. А кома — это какое состояние? В лучшем случае — это медленное, очень медленное выздоровление. Никакого прорыва, никакого «кыргызского чуда» не будет. Дай нам Бог выздороветь. На данный момент бессмысленно говорить о нашем кино, потому что его нет.
Однако фильмы в Кыргызстане все же выходят. Пускай и не на деньги государства, пускай их снимают частные кинокомпании, начавшие свой путь только вчера.
Марат Алыкулов: Полагаю, настало исключительно хорошее время для того, чтобы развивалось авторское кино, снятое частными киностудиями. Почему исключительный момент? Потому что так получилось, что сейчас государственный кинематограф в руках случайных людей, далеких от кино. И благодаря их «усилиям» государственное кино, как большое явление — исчезло. А сфера, в которой мы работаем, чрезвычайно уязвима. Творческие люди, прежде всего, уважают профессионализм.
Государство всегда было в авангарде кинопроизводства, поскольку имеет колоссальные административные и финансовые ресурсы. Ныне оно перестало выступать как основной конкурент, и на этом фоне поднимаются частные продюсерские компании, киностудии. Хорошо это или плохо – другой вопрос
Специалисты – больной вопрос для Кыргызстана. Большинство их, к сожалению, уезжает в другие страны и работает уже под другим флагом.
Олег Выбойченко: Главная проблема Кыргызстана в профессионалах. У нас хорошие операторы, хорошие специалисты по звуку, но три человека погоды не сделают. Если у нас запустится хотя бы пять фильмов, то два из них останутся либо без оператора, либо без художника.
Кинематографисты фактически игнорируют фильмы-однодневки, продукт так называемого уличного кино. А потому, зачастую, не ходят на новые фильмы молодых режиссеров.
Олег Выбойченко: В последнее время создаются ленты за 10 тысяч долларов, снятые на фотокамеры. Если снимать за 10 тысяч, то только в Бишкеке его и увидят. На рынок с таким качеством не выйдешь, каким бы замечательным фильмом он бы не был. Во всем мире есть условия по качеству, по картинке. Элементарно, значок Dolby Surround стоит 10 тысяч долларов, а без него на большие экраны фильм не выпустишь.
Большая часть кинопродукта в Кыргызстане имеет ярко выраженную этнографическую тему, когда молодые режиссеры снимают лишь сельскую жизнь и патриотизм к малой Родине.
Эмиль Джумабаев: Современные режиссеры используют чисто акынский способ съемок: что вижу, то и снимаю. Мы являемся, увы, свидетелями, колоссального культурного отката и деградации. Когда общество, человек деградирует, они цепляются за самые очевидные вещи, в данном случае, национальность. У нас не осталось ничего кроме национальной идентификации. Государства нет, общества нет, культуры нет, экономики нет. Остались только мы – кыргызы. И то, что снимают этнографические фильмы – это акт отчаяния.
Олег Выбойченко: Режиссеры рассчитывают, что этнографическая картинка заинтересует западную аудиторию, но уже все, не заинтересует. Уже ушло время, когда этнография интересовала зрителя.
Еще одной пустующей нишей отечественного кинопроизводства является мультипликация и сериалы. Данные продукты пользуются спросом, но из-за отсутствия отечественного материала, зрители вынуждены довольствоваться зарубежным продуктом.
Олег Выбойченко: Все хотят быть режиссерами, это неправильная политика. Они гонятся за сиюминутными деньгами. А на мультики будут ходить или нет, никто не знает. Мультипликация всегда являлась дотационной. Большие компании, такие как Dreamwork, работают на дотациях. Был у нас хороший специалист Бакир Джусупбеков. Он один из первых делал хорошие сериалы. У него было два сериала заказных, которые выстрелили и оказались жизнеспособны. Но в последнее время нет специалистов. Тем более, у нас нет прецедентов, когда телевидение покупало бы какое-нибудь произведение. Единственное, кто покупает, так это МТРК «Мир», но и то, покупку должны одобрить в России. Размещать в интернете — у нас, по-моему, люди еще не готовы к этому, и люди еще не знают, как получать деньги через интернет.
Государство давно забыло или же не желает знать о кино в Кыргызстане. В раздираемой партийными войнами стране не осталось места для творческого кино. Если режиссерам и дают деньги, то только на заказной материал.
Марат Алыкулов: Дистрибуцию, продвижение кино было бы удобнее делать через государственную машину, потому что у нее есть неисчерпаемые ресурсы для этого. В данный момент эта машина не используется, а если и используется, то хаотично и неэффективно.
Чолпон Турсунова: Государство абсолютно аморфно к состоянию кино на данном этапе. А ведь возможности для развития культуры, воспитания духовных ценностей огромны. Решать социальные проблемы посредством кино эффективнее и, говоря откровенно, дешевле. Хороший фильм, поднимающий извечные нравственные ценности, влияет на целые поколения. Пример тому – фильмы, вошедшие в золотой фонд мирового кино. Кстати, в их числе и два кыргызских фильма: «Небо нашего детства» и «Караш-Караш».
Жорж Сент-Ив: В Кыргызстане очень дешево снимать фильмы. И это шанс для вашего кинематографа. Государство должно финансировать агентство кинематографии, чтобы оно могло изыскивать средства для местных фильмов. Во Франции есть «живой кинематограф», потому что государство очень плотно взялось за продюсирование. Определенная часть средств, полученных от проката каждого фильма, снятого французскими режиссерами, в обязательном порядке отчисляется в государственный специальный фонд. Последний, в свою очередь, финансирует уже новые картины кинематографистов. Это была добрая воля властей с целью помочь культуре страны. И Кыргызстану это также пошло бы на пользу.
Ну а пока государство не озаботилось насущными проблемами отечественного кинематографа, кинематографисты видят выход лишь в одном – выход на мировой рынок.
Марат Алыкулов: Поскольку у нас нет рынка, сами условия диктуют нам выходить на мировой рынок. У нас есть соседи казахи, Россия, Юго-Восточная Азия, Европа, которая заинтересована в нашем кино. На мировом рынке очень сложно конкурировать, там лучшие из лучших, и поэтому ты должен соответствовать, уровень твоей идеи должен быть соответствующим. У нас не такой большой внутренний рынок, чтобы можно было возвращать затраченные средства в прокате, как в России или Казахстане. Это, конечно, хорошо, что наши соседи могут работать только для своего рынка, но, с другой стороны, плохо, они задерживаются лишь в отечественном прокате и не развиваются, поскольку отсутствует внешняя конкуренция. И в этом смысле нам повезло, мы вынуждены конкурировать с лучшими в международном прокате. Эта особенность все время стимулирует интеллектуальный рост. Ведь эти рынки не чужие, они мировые.