Недетские проблемы

Автор -

    В наследство от Советского Союза Кыргызстану достались 1 тысяча 300 детских садов. Половина их них перестала действовать за годы суверенитета.

    Из 1 тысячи 300 дошкольных учреждений, успешно работавших в нашей стране до 90-х годов, сегодня приватизированы 464.  В 152-х зданиях теперь располагаются бизнес-структуры, 124 переделаны под школы, вузы и спорткомплексы, в 50 детсадах находятся РОВД и различные администрации, 42 здания перешли органам здравоохранения, 26 — переделаны под склады. 16 объектов отданы неправительственным организациям. Там, где раньше играли дети, теперь хранятся помидоры, уголь, устроены почасовые гостиницы, сауны. В тоже время сотни и даже тысячи матерей изо дня в день обивают пороги частных садов, стоят в очереди в государственные. Готовы платить и официально, и «по-черному», лишь бы хоть где-то, невзирая на огромные переплаты, пристроить свое чадо. И это несмотря на то, что сегодня в детских садах дети спят по трое в одной постели, с нарушением всех санитарных норм.

    Спохватились…

    В конце февраля парламентариев Кыргызстана осенило. Выяснилось, что подрастающее поколение избирателей некуда пристроить. Начали разбираться и поняли – в вопросе этом информацией не владеют.

    «Нет единой базы данных. У государства есть план строительства общеобразовательных школ, но аналогичной работы по детским учреждениям не ведется. Нужно провести оценку стоимости детских садов, какие из них возвратить государству, какие перепрофилировать, передать, купить», — заявила на заседании депутат Наталья Никитенко.

    По ее словам, информация о соцобъектах у Министерства образования и науки, Фонда госимущества и муниципальных властей разнится.

    Не знают депутаты, кто приватизировал детсады, не знают, когда, не в курсе, что в детских садах этих происходит теперь. Сплошь да рядом покрытые мраком тайны да незнание.

    Лихие 90-ые. Детские вопросы решались по-детски просто…

    В начале 90-х годов детские сады отдавались частникам вместе с уставным капиталом, коллективом, не редко детьми. Такое решение тогда мотивировалось весьма просто. Предприятия, на балансе которых ранее находились объекты, ввиду тяжелой экономической ситуации содержать их больше не могли, часть отдали государству, часть местным муниципалитетам и частникам. О том, что последние будут использовать  детские сады вовсе не по назначению, а так, как им захочется, никто вроде бы даже и не думал. Якобы делалось все во имя детей, их, так сказать, светлого будущего.

    Невероятные вещи происходили и на законодательном уровне. На протяжении последних 15 лет дошкольные учреждения то вносились в реестр неподлежащих приватизации объектов, то вычеркивались из него. В разрешительных актах и постановлениях тех лет сам черт ногу сломит. Фактом остается лишь то, что  с 1992 по 1997 годы выкупить в частное владение любой детский сад не составляло труда. Позже появился запрет, весьма любопытный. Так, программа приватизации на 2012-2014 годы гласит: «Приватизация объектов дошкольного образования запрещена, за исключением тех, что не используются или же используются не по предназначению». Бинго! Вот он, Клондайк и для бизнесменов и для нечистых на руку чиновников. Формула проста: берем нормальный действующий садик и понемногу превращаем его в недействующий, даже в несущий потенциальную угрозу. Благо полуразвалившихся государственных заведений в стране предостаточно. Где-то даже и стараться особо не надо – время само все сделало. Восстанавливать их дело неблагодарное. Дети пусть дома сидят, здание — на продажу, «откат» от сделки – в карман. Цитируя классика: «Все сделаем без шума и пыли». А самое главное – все по закону… Есть схемы и проще.

    Было наше общее – стало ваше частное…

    Вот один из примеров таких чудесных превращений. Из отчета Генеральной прокуратуры Кыргызстана: «установлено, что на основании постановления сессии Жайылского айыльного кенеша от 25 января 2007 года кооперативу «Gold Stream» для организации кооператива по производству и переработки сельскохозяйственной продукции предоставлено в аренду, с последующим выкупом, здание недействующего детского садика в селе Жайыл, сроком на 15 лет с арендной платой 1500 сомов в месяц. Процедура передачи произведена в нарушение статьи 13 закона республики «О муниципальной собственности на имущество» без утвержденной айыльным кенешом программы приватизации, а также в нарушение указа президента от 1995 года «О неотложных мерах по обеспечению условий дальнейшего использования объектов социальной инфраструктуры».

    И таких фактов сколько угодно: — детский сад в селе Ой-Тал Кудургинского айыльного округа Тюпского района, Иссык-Кульской области; детский сад «Малыш» в селе Тюп; здание детского сада, расположенное в селе Казан-Куйган Нарынской области. Список можно продолжать и продолжать. Десятки наименований, сел, городов. С 1995 по 2012 годы по выявленным фактам нарушений законодательства возбуждено 40 уголовных дел, связанных с приватизацией дошкольных учреждений, из них 29 возбуждены по линии Генеральной прокуратуры, а именно — 3 уголовных дела в Бишкеке; 8 дел по Чуйской области, 13 — по Иссык-Кульской, два уголовных дела — в Таласской области, 7 — в Джалал-Абадской, 6 — в Ошской, 1 уголовное дело — в Баткенской области.

    По актам прокурорского реагирования, в том числе искам и возбужденным уголовным делам через суды возвращен 21 объект. По планам детские сады в них будут восстановлены. Львиная доля дел до сих пор находится в судах. Сложность в том, что за годы здания детских садов не раз переходили из рук в руки, продавались и перепродавались. Сегодняшние собственники, к лихой приватизации 90-х годов отношения практически не имеющие, не особо горят желанием так просто лишаться купленного имущества.

    Кто виноват, и что делать?

    Два исконно вечных вопроса. Виноватых в сложившейся ситуации пусть ищут, что называется, соответствующие органы. Говорить, что все распродал, раздарил один только Аскар Акаев, или Курманбек Бакиев было бы глупо. Популистические выражения оставим депутатам парламента и прочим политикам. Факт налицо – кризис системного управления привел к полному развалу государственного дошкольного образования. И если в столице и крупных городах дела обстоят еще более-менее, то периферия все прелести  многолетней «заботы» государственных чиновников на себе ощущает в полной мере. Там где раньше смеялись и играли дети, теперь взрослые дяди и тети делают деньги.

    Второй вопрос куда как актуальнее. Как вернуть то, что разбазарили, и как не профукать то, что осталось. Ответ, как не парадоксально, лежит на самой поверхности. Генеральная прокуратура, как орган, непосредственно занимающийся возвратом государству государственного, в своем отчете отмечает: «Работа органов прокуратуры осложнялась из-за отсутствия полных и достоверных сведений уполномоченных государственных органов о приватизированных, перепрофилированных, а также функционирующих и нефункционирующих дошкольных учреждениях», далее из того же отчета: «отсутствие должной организации работы по ведению учета объектов, а также ненадлежащего исполнения уполномоченными органами возложенных на них законодательством функций». Речь идет о Фонде государственного имущества. Как отмечают в прокуратуре, фонд в вопросе возврата через суды государственных детских садов ведет себя достаточно инертно. Опротестованные в первой инстанции дела далее, как правило, не ведутся и не оспариваются.

    Справедливости ради стоит заметить, что и Генеральная прокуратура ранее особого интереса к вопросу не проявляла. Рабочая группа по проверке законности приватизации была создана лишь 21 июня 2012 года. Сам собой напрашивается вопрос – а куда раньше смотрела прокуратура, какой вела надзор?!

    Шума много, толка мало…

    Вернемся к тому, с чего начали – с шумного, эмоционального заседания парламента по поводу приватизации детских садов. К сожалению, в ходе повторного обсуждения проекта постановления, ранее утвержденного палатой, депутаты так и не пришли к единому мнению. Одни потребовали пересмотреть итоги приватизации и вернуть все потерянное государству. Вторая часть высказалась за строительство новых зданий. Нашлись даже те, кто предложил национализировать приватизированные здания. К окончательному решению после продолжительных прений парламентарии так и не пришли. 

    Поделитесь новостью