Японский визит как ключ к АБР

Автор -

    На днях состоялся официальный визит президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева в страну восходящего солнца. Японские инвесторы не спешат вкладываться в экономику Кыргызстана, да и расстояние между странами при развитии отношений дает о себе знать. Но, возможно, визит преследовал не только цель активизировать двустороннее сотрудничество. Об этом рассуждает обозреватель российского сайта union-report.ru Алексей Василивецкий.

    Что еще кроме, собственно, развития двусторонних отношений могло интересовать Алмазбека Атамбаева в Токио?

    Встречи с японским премьером, с представителями бизнеса и так далее – это хорошо и полезно, но могла быть и еще одна не менее важная стратегическая цель. Дело в том, что Япония играет ведущую роль в Азиатском банке развития, является наиболее крупным его донором (вторым по размерам вклада идут США). Японец Харухико Курода до последнего времени был председателем АБР. Сейчас он ушел работать главой Центробанка Японии, но никто не сомневается в том, что на его место будет назначен его соотечественник. То есть установление хороших отношений с японской верхушкой – это ключ к сокровищнице Азиатского банка развития. Этот ключ сегодня Кыргызстану сейчас может очень пригодится.

    А для чего? Сейчас в КР и так многие опасаются, что рост государственного внешнего долга превысит опасную черту?

    Я думаю, не для того, чтобы латать дыры в бюджете. Некоторые проекты в Кыргызстане АБР, кстати, осуществляет и так. Но у Атамбаева есть мегазадача – сдвинуть с мертвой точки реализацию проекта железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Сейчас, насколько я знаю, китайцы подготовили ТЭО трассы. Точной себестоимости строительства я не знаю, но в любом случае это миллиарды долларов. Под госгарантии Кыргызстану такую сумму, сопоставимую с его ВВП, в кредит никто не даст. Но если Япония решит, что Азиатский банк развития должен финансировать этот важнейший инфраструктурный проект, то проблем с созданием консорциума для строительства железнодорожной магистрали уже не будет. Возможно, именно это Атамбаев в Токио и обсуждал.

    Но нужна ли Кыргызстану эта дорога? Многие ее откровенно боятся, опасаются роста китайского влияния.

    Я даже не буду говорить о возможном экономическом эффекте, как прямом, так и косвенном (поскольку появится возможность осваивать новые месторождения полезных ископаемых в КР). Замечу лишь, что реализация нового проекта повлекла бы за собой усиление экономического сотрудничества с соседним Узбекистаном. Следствием чего обязательно станет потепление двусторонних отношений между двумя республиками. Уже хотя бы ради этого трассу, по-моему, стоит построить.

    Поделитесь новостью