Размещение разведподразделений и вообще силовых составляющих на территориях посольств — давняя практика США, можно вспомнить «начинку» американского посольства в Тегеране, обнаруженную после победы исламской революции. Так ситуацию с возможным переводом военных специалистов из Центра транзитных перевозок в штат посольства США в Кыргызстане прокомментировал координатор региональных программ Института востоковедения РАН Александр Князев.
По его словам, стройку нового комплекса зданий в посольстве США можно увидеть невооруженным глазом с Южной магистрали Бишкека. И количество переведенных в гражданский статус военнослужащих уже достигает 300 человек, а не 200, считает Александр Князев. По его мнению, это все, кто обслуживает структуры электронной разведки — одну из главных задач американской базы в «Манасе».
«Торговля между Бишкеком и Пентагоном по поводу судьбы базы после 2014 года продолжается, не случайно 8 марта прилетал министр обороны США, это означает, что американцы просто перестраховываются, чтобы не допустить сбоев в работе системы слежения за региональным пространством.
Тем не менее, база необходима американцам и в чисто военном плане, поэтому передислокация техники и специалистов в посольство не означает, что они откажутся от использования «Манаса». Помимо сугубо военных задач, это еще и большой бизнес американского генералитета. Это отдельная тема. И с киргизской стороны отношение к этому вопросу тоже неоднозначное. Российская помощь, инвестиции, проекты — все это жизненно необходимо республике, сейчас ищется лазейка, с помощью которой можно было бы оставить американцев и оправдаться перед Москвой… По моей информации, в окружении президента КР рассматривается, например, вопрос дискредитации и роспуска парламента. При его отсутствии, в предвыборный период, решение по базе было бы неправомочным… Это — версия, наверняка она не единственная.
Размещение разведподразделений и вообще силовых составляющих на территориях посольств — давняя практика США, можно вспомнить «начинку» американского посольства в Тегеране, обнаруженную после победы исламской революции, есть масса и других примеров. Это уже вопрос скорее к киргизской стороне, регулирующей регламент штата посольств и их оборудования», — считает Александр Князев.
В подтверждение своей версии Александр Князев предоставил фотографии из личного архива сделанные в мае 2012 года. На фото: аппаратура спецсвязи, шифровки, находившаяся в здании посольства США в Тегеране. После победы исламской революции там сохранена основная обстановка, теперь это музей.