Два мнения профессора Калиева

Автор -
226

    В СМИ Кыргызстана ведется фармацевтическая война сторонников двух эпоетинов, а именно «Репретина» и «Рекормона».

    Чтобы прояснить стратегию и тактику ведения войны против конкурентов, необходимо обратиться к прошлому. Вернемся в 2009 год.

    В 2009 году, как обычно в каждый второй четверг марта, проводился Всемирный День Почки. Организаторами выступили Общество нефрологов Кыргызстана во главе с Р. Калиевым. Там присутствовали фармкомпании, являющиеся спонсорами этого важного мероприятия. Среди этих спонсоров был и «РОТАФАРМ».

    Мы с трудом смогли достать фотографии и видеоролики с этого мероприятия. И были крайне удивлены.

    В тот самый день компания «РОТАФАРМ» презентовала свой брендовый препарат «Репретин». Как вы думаете, кто его представил? Удивительно, но сам профессор Калиев  выступал и одобрял этот новый дженериковый препарат, являющийся эффективным и доступным по цене биосимиляром, который не уступает по качеству и эффективности оригиналам. Там же были высказаны слова одобрения со стороны не менее значимых  директоров и главврачей Джальской больницы и Национального центра кардиологии и терапии имени Миррахимова.  

    Большой резонанс при презентации «Репретина» с последующим фуршетом, вызванный с легкой руки Калиева и его соратников и друзей, ознаменовался выводом «Репретина» на рынок Кыргызстана. С тех пор «Репретин» благополучно использовался в отделениях нефрологии гемодиализа, а также в хирургии и гинекологии при больших кровопотерях и острой анемии. Причем без каких-либо побочных эффектов.

    Около 3 лет на фармрынке КР царил мир. Препарат проходил по тендерным закупкам, ввиду того, что соответствовал принципу «цена-качество». Но вместе с ним закупался по тендеру и «Рекормон», в частности в Национальном госпитале (заведующая Динара Айыпова). По нашей информации, на тот тендер «Репретин» не был выставлен.  

    И вот первая ложка дегтя. Профессор Калиев, который в 2009 году одобрял и внедрял «Репретин», 3 годя спустя опубликовал статью в соавторстве с со своей коллегой по науке  о том, что «Репретин»  – это биосимиляр, не прошедший клинических исследований, с массой побочных эффектов, и его использование может привести к осложнениям для здоровья. Этот материал и послужил пусковым механизмом для уже начавшейся фармацевтической войны.

    Почему профессор так кардинально  поменял свое мнение? Ведь он сам когда-то хвалил и одобрял применение «Репретина». То, что повлияло на изменение профессорского решения, имеет важное значение, потому что он, являясь президентом Общества нефрологов КР, фактически, отступился от своих же убеждений. Разве мог профессор допустить двойственность собственной позиции? Могли ли здесь иметь место подкуп или угрозы? Едва ли… Потому что Калиев – известный, уважаемый человек, профессор и глава Общества.

    Потом неожиданно, как в сказке, появились 40 больных, которые сразу поспешили в парламент. Там-то и началось обсуждение и проверки препарата «Репретин», а заодно и самой компании «РОТАФАРМ». Проверили все, но, видимо, ничего не нашли.

    Потом вдруг появилась публикация в газете «The Guardian» (Великобритания)… Журналисты связали всю эту историю с именем депутата Ширин Айтматовой, и после появления статьи проверки «РОТАФАРМ» возобновились. Параллельно компанию «РОТАФАРМ» начали давить в СМИ. В конце концов, 13 фармацевтических компаний решили собраться и бойкотировать сотрудничество с «РОТАФАРМ».

    А что в итоге? Все проверки сертификатов и заводов компании «РОТАФАРМ», оказывается, соответствуют всем нормам законодательства, заводы-производители компании почти все европейские, за исключением египетского завода «Седико» (кстати, это один из самых крупнейших заводов на нашем континенте).

    А вот почему люди, выступавшие в 2009 году сторонникам «Репретина», включая профессора Калиева, которые потом применяли препарат в лечение пациентов на протяжении двух лет, без объяснения причин стали высказываться против, так и осталось неясным. Хотелось бы это узнать.

    Поделиться