Министерство образования Кыргызстана пересмотрело учебную программу для средних школ республики. Ряд учебных предметов, в частности, такие как черчение, труд и информатика объединены друг с другом, а некоторые дисциплины и вовсе исключены из расписания. О том, к каким последствиям может привести эта инициатива чиновников, в интервью K—News рассказывает директор государственного учебного комплекса авторской физико-математической школы-лицея № 61 Юрий Низовский.
Юрий Николаевич, как известно в школьной программе Кыргызстана значительно сокращены часы по таким предметам, как математика, химия, биология. А последнее предложение чиновников Минобразования по объединению трех совершенно разных предметов, мягко говоря, удивило общественность. Что Вы думаете по этому поводу?
Министерство образования в вопросе оптимизации школьной программы ставит телегу впереди лошади и уже не первый год. Нужно было подготовить методическую часть, провести семинары для учителей интегрированных предметов. Ничего этого сделано не было. Но и совместить три предмета: труды, черчение и информатику в один час в неделю – это издевательство, ради шутки ли это делается, или из-за безграмотности, я не знаю. Представьте себе, на одном уроке раз в неделю детей будут учить информатике, трудам и черчению – одновременно.
А кто вести будет – трудовик, преподаватель информатики или черчения?
А никто и не знает. Вопросов много. Вчера на совещании в Министерстве образования общественный совет дал совмещению предметов отрицательную оценку. Это же отдельные предметы. Если ребенок, к примеру, хочет стать архитектором, как он им станет, если в школе черчение не изучал. Если я, допустим, преподаватель по информатике, то, естественно, больший уклон буду делать в информатику, а не в труды или черчение. В позапрошлом году мы уже проходили сокращение часов в начальной школе. На всю страну было заявлено, что у нас теперь в начальной школе введен курикулум — минимальный набор базовых знаний. Заявили не только на республику – на весь мир. И что в итоге? Нам выдали учебники, кому-то учебники достались, кому-то нет, где-то прописи к ним вперемешку на кыргызском и русском языке. В следующем году должны были дать учебники по курикуле второго класса – не дали. Не известно дадут ли в этом. Учебников нет, учителей не обучили, методики преподавания нет. Дошло до того, что детей просят в прописях писать карандашом, чтобы потом можно было стереть и передать следующему классу. Но ведь учебная тетрадь не рассчитана на это.
К слову об учебниках. Не секрет, что родители учеников часто жалуются на нехватку литературы и на то, что новые отечественные учебники не соответствуют стандартам. Вы согласны с этим?
Есть учебники с прошлого века, есть новые. Последний раз мы учебники начальной школы обновляли три года назад. Первый год – первый класс, второй год – второй класс и так далее. Покупали за счет родителей. Кроме этого родители еще и оплачивают треть стоимости учебников в виде аренды, чтобы на следующий год можно было закупить еще. Мы не можем обновить все и сразу. А в школах нового типа, с углубленным изучением английского, математики, немецкого должны быть еще и специальные учебники, сборники задач. Ни разу за годы независимости из министерства никто не спросил: «А нужны ли вам учебники такие, сборники задач?». Не поинтересовались даже. Есть учебники местного издания, которые не востребованы учителями и родителями. Они не нужны для углубленного изучения – это учебники для обычной школы, но отказаться от них мы не могли – иначе вообще ничего больше давать не будут. А то, что нужно не дают. Например, астрономию мы получали – детей было 130, а учебников дали 80. Как хочешь – так и распределяй. А школа ведь с углубленным изучением математики, физики, астрономии
Сегодня в системе образования нет единой программы. По той же истории Кыргызстана программы две – с двумя разными взглядами. Вот вам пример. На золотую медаль подают заявки 2 тысячи учеников, а подтверждают 200. Потому, что есть часть тестовых вопросов, которые в школе фактически не проходят. Естественно, ребенок отвечает на них по той программе, по которой он учился, а там, в тестовых вопросах, совсем другое. Валить все на детей и школу не этично. Несколько лет назад ребенок из нашей школы не прошел на «золотую медаль», подал апелляцию. Пришел в министерство с учебником, по которому мы занимались, открыл и показал «утверждено министерством образования». Его допустили к «золотой медали». Хорошо, что ребенок проявил инициативу, пришел, а из глубинки разве поедут разбираться в Бишкек? Разночтений по программам много.
А как быть со специализироваными школами? Ведь сокращение часов по базовым предметам отразится и на них?
В пятый класс мы набираем детей и из других школ. Многие хотят к нам перевестись, но как мы их теперь будем набирать, если из-за сокращенных часов не сможем им дать тот необходимый уровень, ради которого они сюда идут. Та же проблема и с языковыми школами. Сейчас в начальной школе убрали часы иностранных языков – обучение начинается только с третьего класса. В школах с языковым уклоном математику, физику преподают на профилирующем языке – немецком, английском. А как преподавать – если дети не изучали этого раньше?
А разве в Министерстве образования это не понимают?
В Министерстве образования это понимают, но они выполняют постановление правительства, в котором говорится о целях сохранения здоровья учащихся и экономии средств. Вчера на том же совещании прозвучала фраза – образованием в Кыргызстане руководит не министерство образования, а министерство финансов. Говорят, мы уменьшаем часы, уменьшаем количество ставок, но открыли дополнительную ставку психолога на сэкономленные средства. Да, я согласен, психолог нужен, но ведь не за счет знаний детей. Вчера на том же совещании говорили «надо уменьшать часы», но в тоже время говорят о необходимости введения манасоведения, религиоведения. Где логика? Нет логики. Якобы уменьшают нагрузку на детский организм, но важные предметы убираются, а другие, которые кто-то лоббирует, заставляют вводить.
Бытует мнение, что сокращение часов делается с тем прицелом, чтобы по окончанию школы в вузы поступали только те, кому позволяют финансы и небольшое количество одаренных детей – остальные должны будут поступать в проф-тех лицеи. Якобы, таким образом, правительство пытается заполнить вакуум технических специальностей?
Если рассматривать в этом ключе, то и профессионального технического образования у нас, как такового, нет. Раньше в советское время в ПТУ были такие лаборатории по физике, математике, химии, что не в каждый вуз и школа могли себе позволить. А сейчас этого нет – швейное училище единственное оснащено технической базой. Вот вам и ответ. В этом смысле стратегия неудачная. В итоге выйдет, что и в университетах будут обучаться люди с минимальными знаниями.
Как вы оцениваете подготовку новых учительских кадров?
А как ее оценивать. Настоящих педагогических вузов нет. Есть университеты, которые выпускают математиков, но не учителей. Да выпускник знает предмет, но обучать ему не умеет. Нет таких предметов, как педагогика, детская психология. Раньше, если мы заканчивали педагогические вузы, мы проходили практику – почти три месяца мы не вылезали из школ, проводили уроки. Сейчас этого нет. Выпускник приходит в школу, он с детьми контакт наладить не может, не разбирается в особенностях детской психологии. Когда поднимали вопрос об увеличении оплаты труда, я предлагал – давайте восстановим педагогические вузы. Тот же самый университет имени Арабаева – был знаменит на весь Советский союз своей подготовкой педагогических кадров – сейчас он готовит экономистов, юристов, чуть ли не таможенников, а о главном забыли. Кто сегодня идет в учителя – те, кто на общереспубликанском тесте набрали 100-110 балов, то есть минимум. Вот вам и учителя – средние троечники. По принципу: не знаешь сам — научи другого. Отсюда также идут проблемы.
Каковы могут быть последствия такого образования?
Это упущение для любой сферы. Каким будет врач, в полной мере не получивший знаний по химии и биологии? Что это за архитектор такой, который в школе на уроке черчения информатикой занимался? Мы уже потеряли одно поколение – посмотрите на рыночных тачечников, на чернорабочих, стоящих на спонтанных биржах труда. Сегодня школы вынуждают сокращать часы. Завтра получится, что ребенок отсидит свой минимум из трех уроков и пойдет сидеть под забором, воровать сотки, курить и так далее, потому, что больше идти ему некуда. Нет даже дополнительных развивающих кружков. Итог будет плачевным. Не будет своих инженеров, врачей, других специалистов.
А разве государство не видит, что оно делает и к чему все это ведет?
Государство, скорее всего, видит, но не всегда обращает внимание. Грантодатели диктуют нашему руководству, как правильно учить нас. Ни для кого не секрет, что при выдаче грантов, существует ряд требований, нередко политических, которые государство обязано выполнить. Иначе как диверсией это не назовешь. Почему это делается? Да потому, что необразованным обществом, необразованным государством управлять легче.
Примечание: Реакцию общественности на сокращение часов в школах смотрите в видео приложении к материалу[attachment:50622]