Дараут-Курган: стена упала – никто не заметил

Автор -
213

Недавно позвонил один мой старый друг – Владимир Комиссаров, один из патриархов местного приключенческого туризма. И рассказал очередную грустную историю из нашего сегодняшнего бытия…

Туризм, как отрасль экономики у нас так и не состоялась. Первый президент-«романтик», прокатившись на лыжах в присутствии важных гостей на ежегодном саммите в Давосе, пообещал мировому сообществу в кратчайшие сроки сделать из нашей страны «вторую Швейцарию».  Нельзя сказать, что не пытался, но не получилось. Второй президент – «жесткий прагматик», – тоже выделил туризм в приоритетную отрасль экономики, но у его сына – главного реализатора бизнес-программ, – руки до  этой отрасли так и не дошли. Потом пришли временные руководители, которым было не до туризма в принципе.  Теперь у нас парламентская республика со всеми вытекающими…, а туристическая отрасль по-прежнему развивается исключительно в декларациях.

Туризм только тогда становится реальным сектором, когда есть массовость. Массового туриста можно привлечь только в том случае, когда есть туристическая инфраструктура, важнейшим элементом которой является турпродукт. Это то, ради чего к нам приедут. Так получилось, что исторических памятников на нашей территории очень мало. Отчего важность сохранения имеющихся объектов возрастает многократно. Но государству наплевать на все эти несущественные мелочи. А вот частнику, работающему в туризме, больно смотреть, как разрушается то немного, что есть у нас в активе.

Владимир Комиссаров стоял у истоков туристического бизнеса в нашей стране. Двадцать лет назад уже было понятно, что именно природные объекты Кыргызстана – наиболее интересный турпродукт, который может быть предложен на международном туристическом рынке. Причем не восхождения на наши знаменитые пики, а именно треккинговые программы и разного вида путешествия должны были стать основой массового туризма. Как основной бренд продвигался «Шелковый Путь», на пути которого волею судьбы оказался современный Кыргызстан. А такие путешествия интересны своими историческими объектами. Круг замкнулся.

Комиссаров, исходивший нашу страну вдоль и поперек, поведал очередную грустную историю. В Чон-Алайском районе в селе Дараут-Коргон есть крепость 18-19 веков. Она сложена из кирпича-сырца. В марте 2012 года обрушилась стена исторического объекта. И никому до этого дела нет. Аким сигнализировал в столицу, но реакции из центра не последовало. Если не укрепись стены, они будут продолжать разрушаться, и исторический объект просто будет утерян.

Для справки: Дараут-Курган (кырг. Дароот Коргон) – поселок в западной части Алайской долины, центр Чон-Алайского района Ошской области Кыргызстана. Поселок расположен ближе к Алайскому хребту у выхода их ущелья Тенгиз-бай, по которому на север идет дорога через перевал Тенгиз-бай на Алайском хребте, приводящая в Уч-Курган и далее в Коканд.

Первым европейцем, проникшим в эти места в 1871 году через перевал Тенгиз-бай был известный русский путешественник и ученый А. П. Федченко. Получив разрешение Кокандского хана, участники экспедиции поднялись на Алайский хребет. Пройдя через перевал, караван спустился вниз в Дараут-Курган. Здесь ученого принял комендант крепости в Дараут-Кургане, запретивший экспедиции двигаться дальше по маршруту.

Есть много свидетельств того, что люди в Дараут-Кургане живут с давних пор. Около 300 лет назад во времена Кокандского ханства (по другим данным в XIX веке) здесь была сооружена крепость, защищавшая от набегов кочевников, которая со временем разрушилась. В западной части Дараут-Кургана, кроме того, археологи раскопали целое поселение середины первого тысячелетия до нашей эры.

И еще интересный факт. По данным международного каталога аэродромов (www.runwayinfo.ru) в Дараут-Кургане имеется аэродромс координатами КТА С3932.4 В07214.5 и превышением над уровнем моря 8 250 (футов) или 2 515 (метров). А многие из нас об этом знают…

Понятно, что стране сейчас не до сохранения памятников. Современное понятие патриотизма имеет несколько иные приоритеты, а не заботу об историческом наследии.  Жаль, что это беспокоит частный бизнес, а не государство и общество.

Поделитесь новостью