Лет двадцать назад, когда в страну хлынул поток подержанных иномарок, ходила в народе популярная шутка приблизительно такого содержания: дескать, сейчас по Бишкеку на обычной машине уже не проедешь, пока еще можно проехать на внедорожнике, а в будущем исключительно на танке. Сегодня эта старая хохма стала очень даже актуальной. Танк в данном контексте только транспортное средство. А раздолбанные дороги – это только катализатор события. Речь о машине, которая с приходом весны стала вести себя несколько странно. Но это только начало истории.
Прожорливый внедорожник?
Внедорожник с мощным двигателем – это показатель мастерства водителя в разделе «экономия». Плавная езда рулит. Чем меньше ускорений и торможений, тем меньше расход топлива – прописная истина. На мощном прожорливом двигателе это особенно заметно. Второй тезис, необходимый для понимания ситуации – зимой, при работающей печке, расход бензина увеличивается. Теперь непосредственно история.
С отступлением холодов я стал замечать, что расход бензина на моей машине как-то вдруг стал заметно больше. Съездил в сервис, нет, все нормально. Вздумал обижаться на мэра нашего Ису Омуркулова, за дороги раздолбанные, которые так не способствуют плавности езды. Таксисты говорят, что в моем случае объезд ям расход не должен увеличивать. «Непонятки» продолжаются до тех пор, пока машина не останавливается в полукилометре от «своей» заправки. Я, как последний чайник, просто просчитался с бензином. Хотя учитывал и километраж, и стиль езды, и даже давал поправку на привычный для наших заправок недолив. Далее все по обычному сценарию. Канистра из багажника и пешком к заправке.
Нет, коварная бензоколонка!
Эта та самая заправка, на которой я обычно заправляю свою машину. Здесь меня, по крайней мере, знают, и, надеюсь, согласятся налить горючее в канистру. В нашем городе с прозрачной канистрой к заправке лучше не подходить. Ссылаясь на какие-то инструкции, заливать в них никто не станет, ибо в прозрачной канистре явно виден недолив. Даже мне, как постоянному клиенту предлагают сначала наполнить ведро, из которого я сам уже смогу перелить куда захочу. Переливаю. Потом остается только прослезиться. Десяти литровая канистра заполнена несколько меньше чем наполовину. Визуально чуть больше 4-х литров (плюс-минус двести грамм). Но на табло при заливке в ведро было 200 сомов, при цене 37,80 за литр получается 5,29 литров. В итоге недолив около 20 %. А я наивный полагал, что воруют у меня процентов пять не больше. Далеко ушел наш бизнес от моего отсталого совкового мышления. Ужас в том, что мы все привыкли, что нас обманывают, и удивляемся только тогда, когда сознаем размер этого обмана. И машина моя здесь совершенно ни при чем, ни при чем даже «ямы от мэра».
В качестве небольшого резюме
Я намеренно не называю заправку, о которой идет речь, чтобы другие «не обиделись». Сегодня утром шел и по пути на работу снял реконструкцию ситуации. Кадры не постановочные. Такое можно увидеть повсеместно. И видимо везде одна и та же история, или кто-то знает заправки, в которых наливают грамм в грамм? Понятно, что в нашей не очень высокоморальной стране такое возможно. Понятно, почему закрывают на все это глаза фискалы. Но куда смотрят защитники гражданских и потребительских прав. Или они ничем не отличаются от госчиновников? А страдаем мы, простые потребители. И самое страшное, что считается это вполне нормальным для нашего общества, а это в два раза страшнее чем просто обман. (Продолжение следует)