Горнолыжный кластер: пилотный проект развития реального сектора экономики

Автор -
520

    На заседании Совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве Кыргызской Республики 19 марта был поднят вопрос о предложениях бизнес-сообщества по развитию туризма. Председатель совета по туризму Союза предпринимателей Кыргызстана (СПК) Михаил Халитов представил пилотный проект горнолыжного кластера с рабочим названием «Лавина». Реакция премьер-министра оказалась несколько неожиданной. Он подчеркнул, что в кыргызском языке термин «лавина» несет скорее негативный подтекст. Однако предприниматели имели в виду совершенно иное толкование – туризм в данном контексте это «горсть снега, которая должна породить лавинообразный рост экономики в целом». Туризм может и должен стимулировать развитие других отраслей экономики.

    Суть проекта «Лавина» заключается в следующем. 23 января президент КР утвердил Национальную стратегию устойчивого развития (НСУР), где в 5-м пункте  главы 10-й затронуты вопросы развития туристической отрасли. На сегодняшний день это единственный документ, который определяет рамки развития туризма. В частности, по версии НСУР, «планируется предпринять меры по созданию туристических кластеров». Фактически, один из таких кластеров бизнес-сообщество предлагает Правительству для реализации. В итоге премьер поддержал предпринимателей, с одной оговоркой – сменить название. Подробности в интервью с Михаилом Халитовым.

    Михаил, для Вас, как представителя бизнес-ассоциаций, на сколько эффективной площадкой является Совет по развитию бизнеса и инвестициям?

    Это фактически единственная реальная диалоговая площадка между Правительством и бизнесом. Возглавляет ее премьер-министр. Есть очень серьезная дееспособная исполнительная структура – секретариат. Поэтому СПК считает необходимым использовать эту площадку для выстраивания конструктивных отношений между государством и бизнесом.

    Перейдем к сути проекта. Что такое горнолыжный кластер? Просто модное слово от устроителей сочинской олимпиады или оно имеет реальное экономичеcкое наполнение? 

    Действительно – термин из арсенала современной макроэкономики, и наиболее точно определение ему дал профессор Гарвардской экономической школы Майкл Портер: «Консолидация усилий частного сектора и государства в лице законодательной и исполнительной власти для развития территории на основании уникальных ресурсов».

    В принципе ничего нового. У нас тоже долго говорили о «частно-государственном партнерстве» как о реальной экономической модели развития общества, но дальше разговоров дело не пошло.

    Согласен, что с экономикой у нас, скорее, продолжение периода стагнации, чем прогресс.   Есть тому и объективные причины. Но есть и предпосылки развития. Работа того же Совета по развитию бизнеса и инвестиций, узаконенный статус  программы НСУР – это еще не результаты, но конкретные шаги по развитию экономики. Есть и негативные тенденции, но сегодня все же хочется больше говорить о позитиве. Частно-государственное партнерство никто не отменял, и в эффективности такого подхода  сомнений нет. Наш пилотный проект должен осуществляться именно в таких рамках.  Бизнес, объединившись на принципах саморегулируемой организации, готов взять на себя  разработку правовой базы и стать партнером государства в реализации проекта. Это суть.  А кластер – это развитие региона на основе местного сообщества, причем горнолыжный туризм является катализатором для интенсификации сопутствующих отраслей.

    Проше говоря, крестьянин, который выращивает овощи в Иссык-Кульской области, и не может продать их за пределами района, в конечном итоге, станет кормить приезжающих туристов. Получается, что горнолыжный комплекс – это не только рабочие места для обслуживания канаток и трасс, это полный комплекс обслуживания туристов. Простая и эффективная экономическая модель.

    Представление это хорошо, одобрение – это здорово, а где деньги брать на реализацию? В наше не очень привлекательное для инвесторов время нужны очень весомые аргументы, чтобы они пришли к нам.

    Мы отдаем себе отчет в сложности именно этой части реализации проекта. Но здесь у нас есть убеждение, что это возможно.

    Убеждений мало, приводите аргументы!

    Логика простая. Международный мониторинг зимнего туризма просчитывает, что к 2020 году число катающихся на лыжах с сегодняшних 80 миллионов вырастет до 200. Причем это увеличение в основном будет достигаться за счет азиатско-тихоокеанского региона. А  где им кататься? Кыргызстан со своими горными возможностями на много ближе, чем Европа или Северная Америка. Получается, что само геополитическое положение страны  способствует. 

    Но этого мало…

    Конечно, это только основа, гарантия туристического потока в том случае, если мы построим туристическую инфраструктуру. А для работы с инвесторами мы должны создать такую базу нормативно правовых актов, которая привлечет их даже сегодня, когда в стране не самый лучший инвестиционный климат. Ведь заходят сюда российские компании реализовывать водно-энергетические проекты. Я уверяю вас, что при грамотно построенной законодательной базе, привлекательность туризма будет не меньшей.

    Инвестор придет только на выгодные условия. А как их создать в наше, весьма политизированное время?

    Даже самые оголтелые политики не могут не понимать, что без развития экономики, страна просто рухнет. Я не стану прописывать негативные сценарии. Меня, как представителя бизнеса, много больше интересует позитивный исход, и мы будем над этим работать, и привлекать для сотрудничества специалистов, а не политиков. Например, зарубежных.

    Как известно, Австрия – горнолыжная держава номер один в мире. Презентация нашего горнолыжного кластера – это результат недавнего визита официальной австрийской делегации в нашу страну?

    И да, и нет. У нас давно налажены контакты с европейскими специалистами. Бизнес также готов консолидироваться для работы с властью, брать обязательства и перед государством, и перед местными сообществами. Австрия, видя наши возможности, предложила помощь в развитии, а мы в этом заинтересованы. Радует, что и премьер-министр (считай правительство) и Совет по развитию бизнеса и инвестициям, – все это отчетливо понимают и готовы оказывать содействие.

    Европейский опыт показывает, что сегодня зимние курорты не могут существовать только за счет зимнего сезона. А что вы предусматриваете на лето?

    Общая инфраструктура будет обслуживать и смежный туризм. Проблемы здесь нет, есть вопросы. Важные, но не первостепенные. Нужно думать и нужно работать. 

    Беседовал Петр Черняк

    Поделитесь новостью