Президент Алмазбек Атамбаев официально передал Генеральной прокуратуре пояснения относительно заявлений Садыра Жапарова.
Напомним, накануне, 28 марта, в ходе рабочей поездки по Джалал-Абадской области президент Алмазбек Атамбаев на встрече со сторонниками депутатов от фракции «Ата-Журт» сообщил, что он давал показания Генпрокуратуре. В отделе информационной политики Аппарата президента привели полный текст ответов Алмазбека Атамбаева.
«Президент опроверг обвинения в его адрес, прозвучавшие со стороны депутата Жогорку Кенеша Садыра Жапарова, и сообщил, что 25 марта им были в официальном порядке переданы Генеральной прокуратуре соответствующие пояснения.
Известно, что в выступлении Садыра Жапарова на митинге 3 октября 2012 года на площади «Ала-Тоо» прозвучали прямые обвинения в адрес президента страны относительно использования 30 миллионов сомов из дивидендов от Кумтора и касательно предоставления золоторудного месторождения «Иштамберды» в разработку иностранной компании.
После того, как в феврале – марте 2013 года эти обвинения стали распространяться массовым тиражом в печатном виде, а также в виде DVD-дисков одна из фракций Жогорку Кенеша выступила с требованием к Генеральной прокуратуре провести расследование об обоснованности обвинений депутата. В рамках данного дела Генеральная прокуратура направила президенту страны вопросы, на которые глава государства предоставил следующие пояснения».
Текст предоставлен без изменений:
«По существу заданных вопросов поясняю, что, да я ознакомлен с выступлением Садыра Жапарова на митинге 3 октября 2012 года.
В выступлении указано, что я, будучи Премьер-министром Кыргызской Республики, 20 мая 2011 года совместно с Осмонбеком Артыкбаевым под предлогом развития «Кыргызалтына» вывел денежные средства в сумме 30 миллионов сомов, поступившие в качестве дивидендов государству от «Кумтор Оперейтинг компани». По словам С. Жапарова 30 миллионов сомов якобы предполагалось использовать на изучение месторождения, которое было исследовано еще при СССР и многотомные документы по ним сохранились до настоящего времени, в связи с чем исследовать это месторождение не было никакой необходимости.
Кроме этого, С. Жапаров утверждает, что даже при целевом использовании вышеуказанных средств остается вопрос о правомочности Атамбаева, т.е. о моей правомочности в бытность Премьер-министром, решать своим распоряжением вопрос об использовании 30 млн. сом.
Вопрос: Что вы можете сказать о 30 млн. сомов, поступивших в качестве дивидендов государству от «Кумтор Оперейтинг компани», которые были направлены на развитие АО «Кыргызалтын» и по утверждению С. Жапарова были выведены Вами и О.Артыкбаевым?
Ответ: В данном случае у С. Жапарова неверная информация.
По результатам работы за 2010 год, компанией «Центерра голд Инк» были выплачены ОАО «Кыргызалтын», которое от имени Правительства Кыргызской Республики владеет более 32% акциями указанной компании, дивиденды на сумму 30,96 млн. канадских долларов, это примерно 1 млрд. 500 млн. сомов,
Таким образом, мы видим, что дивиденды поступили не от «Кумтор Оперейтинг компании», как это утверждает С. Жапаров, а с «Центерра Голд Инк», что имеет принципиальное значение.
Что касается 30 млн. сомов, которое составляет 2% от поступивших 1 млрд. 500 млн. сомов, то могу лишь сказать, что данная сумма была направлена на развитие производственной деятельности «Кыргызалтына» в соответствии с установленным Уставом ОАО «Кыргызалтын» порядком распределения прибыли.
Вопрос: Кем и как было принято такое решение о выделении 30 млн. сомов, для развития деятельности ОАО «Кыргызалтына»?
Ответ: Решение о направлении 30 млн. сомов от прибыли ОАО «Кыргызалтын» на развитие своей деятельности, было принято на общем собрании акционеров ОАО «Кыргызалтын», как того требует законодательство.
Вопрос: Вы говорите, что решение о выделении 30 млн. сомов для развития деятельности «Кыргызалтына» принято на общем собрании акционеров, а С. Жапаров утверждает, что Вами лично были выделены эти денежные средства. Что можете пояснить по данному утверждению?
Ответ: Утверждение С. Жапарова не соответствует действительности, так как я не являюсь акционером ОАО «Кыргызалтын».
Возможно, он имеет в виду распоряжение Правительства от 20 мая 2011 года, в котором было дано поручение Мингосимуществу вынести на общее собрание акционеров ОАО «Кыргызалтын» вопрос о перечислении со счета ОАО «Кыргызалтын» на счет Центрального казначейства МФ КР полученных дивидендов за исключением:
— 30 млн. сомов, направляемых обществом на развитие производственной деятельности общества;
— суммы налога на прибыль, подлежащей к уплате в бюджет;
— курсовой разницы, возникающей при конвертации.
Считаю, что распоряжение было законным и правильным.
Направить 30 млн. сомов своей прибыли на развитие производственной деятельности было инициативой ОАО «Кыргызалтын». Правительство поддержало эту инициативу, так как государство должно развивать предприятие, в котором оно владеет 100 % акций.
Окончательное решение было принято на общем собрании акционеров ОАО «Кыргызалтын» как того требует законодательство.
Вопрос: Какова судьба 30 млн. сомов, использованы ли они по назначению?
Ответ: Насколько мне известно, указанные средства до сих пор находятся на специальном счете ОАО «Кыргызалтын». В связи с нерешенностью вопроса отвода земли для ведения работ, до настоящего времени эти денежные средства не освоены.
Кроме этого, хочу отметить, что согласно выписке ОАО РК «Аманбанк» по состоянию на 1 января 2013 года указанные 30 млн. сомов находятся нетронутыми на счете ОАО «Кыргызалтын».
Также на вышеуказанном митинге Жапаровым было заявлено о том, что, якобы я, будучи Премьер-министром Кыргызской Республики при К. Бакиеве 27 августа 2007 года передал золоторудное месторождение «Иштамберды» китайской компании «ФуллГолдМайнинг» за 40 миллионов долларов США, тогда как запас золота на этом месторождении составляет 80 тонн на общую сумму 4 миллиарда долларов США.
Вопрос: Укажите период, в течение которого Вы занимали должность Премьер-министра в 2007 году.
Ответ: Я занимал указанную должность с 30 марта 2007 года по 28 ноября того же года, то есть около 8 месяцев.
Вопрос: За указанный период рассматривался ли Вами вопрос о передаче золоторудного месторождения «Иштамберды» китайской компании «Фул Голд Майнинг»?
Ответ: Нет, вопрос о передаче золоторудного месторождения «Иштамберды», равно как и любого другого месторождения ни мной лично, ни возглавляемым мною на тот момент Правительством, не рассматривался.
Вопрос: Однако, со слов С. Жапарова, именно Вы 27 августа 2007 года передали золоторудное месторождение «Иштамберды» китайской компании «Фул Голд Майнинг». Вы можете пояснить что-либо по данному утверждению?
Ответ: Да, могу. Жапаров, вероятно с целью обвинить меня в совершении деяний против интересов государства, подтасовал факты, действительно имевшие место быть. А факты были следующие:
В рамках реализации транспортного проекта «Ош-Сары Таш-Иркештам» по схеме «инвестиции в обмен на ресурсы» Правительство КР в 2005 году передало лицензию китайской фирме «China Road BridgeCorporationinKyrgyzstan» на геологоразведку золоторудного месторождения «Иштамберды» в счет финансирования строительства кыргызского участка дороги. Об этом упомянуто даже в Отчете Правительства за 2005 год.
23 августа 2007 года уполномоченный орган, т. е. Комиссия по вопросам лицензирования недропользования Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики, рассмотрела вопрос о передаче двух лицензий, выданных ранее, а точнее 5 октября 2005 года и 6 февраля 2007 года, «China Road Bridge Corporation in Kyrgyzstan» в ОсОО «Фул Голд Майнинг» по согласию обеих сторон.
Таким образом, ни дата, указанная Жапаровым, ни субъект, ни объем рассмотренного вопроса не соответствуют действительности.
Вопрос: Вы принимали участие в работе Комиссии по вопросам лицензирования недропользования 23 августа 2007 года?
Ответ: Нет, участия я не принимал, так как членом Комиссии я не являлся.
Вопрос: Давали ли Вы какие-либо поручения Комиссии по вопросам лицензирования недропользования относительно месторождения «Иштамберды»?
Ответ: Нет, никаких поручений относительно месторождения «Иштамберды» я не давал.
Согласно Закона Кыргызской Республики «О недрах» и положению «О Государственном агентстве по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики» действовавших на тот момент (с 2005 г. по 2009 г.), функции выдачи и отзыва лицензии на право пользованиями недрами были в ведении указанного Государственного агентства.
Что означает самостоятельность Государственного агентства в вопросах лицензирования недропользования.
Вопрос: Вы отметили, что в августе 2007 года лицензия на золоторудное месторождение «Иштамберды» не выдавалась, а рассматривался вопрос добровольной передачи лицензий, выданных до Вашего назначения на должность Премьер-министра, «China Road Bridge Corporation in Kyrgyzstan» в ОсОО «Фулл Голд Майнинг». Так ли это?
Ответ: Да, абсолютно верно, поскольку решения о передаче месторождения «Иштамберды», а под передачей месторождения понимается выдача лицензии, были приняты:
— 5 октября 2005 года, когда «China Road Bridge Corporation in Kyrgyzstan» была выдана лицензия на право пользования недрами месторождения «Иштамберды» с целью геологического изучения на два года;
— 6 февраля 2007 года, когда «China Road Bridge Corporation in Kyrgyzstan» была выдана лицензия на право пользования недрами Верхней части месторождения «Иштамберды» с целью разработки золота сроком на десять лет.
А уже 23 августа 2007 года Комиссия по вопросам лицензирования недропользования Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам дает согласие на передачу обеих лицензий ОсОО «Фул Голд Майнинг» без изменения условий лицензирования.
Вопрос: Что Вы можете пояснить относительно заявления Жапарова о наличии 80 тонн золота в месторождении «Иштамберды» общей стоимостью 4 млрд. долларов.
Ответ: Насколько мне стало известно, согласно сведениям Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики, проектные запасы месторождения «Иштамберды» на тот период составляли примерно 20 тонн золота. Также, имелись прогнозные балансовые запасы (фланги и глубокие горизонты) в размере более 10 тонн. Таким образом, первоначально изученные запасы на 2007 год составляли порядка 30 тонн, а не 80 тонн как утверждает С. Жапаров. Однако, по данному поводу, думаю стоит обратиться к специалистам.
Вопрос: Скажите, за указанный период Вашего премьерства рассматривались ли Вами другие вопросы, связанные с золоторудным месторождением «Иштамберды»?
Ответ: Еще раз хочу подчеркнуть, что ни Правительством Кыргызской Республики, ни лично мной как Премьер-министром, в указанный период времени какое-либо решение по передаче кому либо месторождения «Иштамберды» не принималось и не рассматривалось».
Вместе с тем, 8 ноября 2007 году, будучи Премьер-министром Кыргызской Республики я подписал распоряжение о создании межведомственной экспертной группы по разработке проекта инвестиционного соглашения, отвечающего интересам и законодательству Кыргызской Республики, по реабилитации участка автодороги «Ош-Сары Таш-Иркештам» и разработке золоторудного месторождения «Иштамберды». Эту экспертную группу возглавил Жапаров А.У., занимавший на тот момент должность министра финансов КР.
Этим распоряжением вопросы передачи месторождения, объемов запасов золота и их стоимость не рассматривались и не предрешались.
28 ноября 2007 года я был освобожден от занимаемой должности Премьер-министра Кыргызской Республики, т.е. через 20 дней после создания указанной межведомственной экспертной группы.
Результаты межведомственной экспертной группы были рассмотрены и одобрены распоряжением Правительства 15 января 2008 года, и подписаны Премьер-министром КР Чудиновым И.В. т.е. через два месяца после освобождения меня от должности».