Недавно в Дурбане (ЮАР) закончился очередной Саммит БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), время поговорить об итогах. Что ждать Кыргызстану от развития этой организации?
Начнем с притчи. Если вы долго-долго голосуете на пустой дороге, вам практически не важно, кто вас подвезет. А если будет альтернатива: гоночная машина или бричка, запряженная ишаком? Казалось бы, ответ очевиден. Машина быстрее. Но беда в том, что ломается она на много чаше, чем гужевой транспорт. Да и с бензином проблем больше, чем с травкой на обочине… Вот и выбираем мы по привычке…
БРИКС и мировая экономика
«Россия намерена и далее расширять тесные взаимоотношения с партнерами по БРИКС, всячески содействовать развитию нашего Объединения. Мы провели очень энергичную и результативную работу. Одобренная сегодня лидерами БРИКС Этеквинская декларация в полной мере отражает общность подходов наших стран к широкому спектру вопросов глобальной политики и экономики. Страны БРИКС понимают свою роль и ответственность как лидеров глобального роста: на наши страны приходится более 27 процентов мирового валового продукта, или 15,4 триллиона долларов», – сказал в итоговом выступлении президент России Владимир Путин.
Итог дурбанского саммита из уст российского президента, как отправная точка для понимания события в целом. Мировой кризис 2008-го, продолжающийся и по сегодняшний день. Кипрский цугцванг (тупик по шахматной терминологии) тому лучшее подтверждение. Экономическая модель, известная как «Вашингтонский консенсус», основывавшаяся на идеологии свободных рынков трещит по швам по обе стороны Атлантики. Это шанс для другого подхода – так называемого «Пекинского консенсуса», который базируется на идее макроэкономического развития, направляемого государствами. Эту идею разделяют крупнейшие быстроразвивающиеся экономики. Эта идея стала базой для создания организации БРИКС.
Страны, БРИКС фактически контролируют треть мировой экономики. Людские и природные ресурсы составляют еще большую часть мировых активов. Акулы капитализма из прошлого века уже не могут «не замечать» столь серьезного игрока на глобальной экономической сцене. Если взглянуть на глобус – то географически получается, что под контролем новой организации большая часть суши, причем наиболее богатая природными ресурсами. Но все это меркнет по сравнению с другим аспектом – на сегодня можно сказать, что (при всех издержках) есть понимание между странами-членами организации. И нет противоречий. Именно отсутствие политического и экономического противостояния – это огромный рычаг давления на всю мировую экономику, считай и политику в том числе. Да, БРИКС не имеет тех экономических противоречий, которые сегодня раздирают и Европу, и Северную Америку.
МВФ, ЕБРР и другие стагнирующие финансовые институты
Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и другие подобные финансовые организации давно превратились в инструмент политического давления. Их экономические функции в большей части переложены на Резервную систему США, регулирующую скорость станка, печатающего доллары, долгое время остающиеся главной мировой валютой. Поэтому предложение стран-членов БРИКС на переход на национальные валюты во взаиморасчетах уже само по себе стало «миной», заложенной под мировой экономический порядок, регулируемый из Вашингтона, с некоторой возможностью для Европы влиять на события. А идея создания собственного Банка и резервного Фонда БРИКС в корне изменяет степень влияния на мировую финансовую систему. А тут еще прокол Европы в виде посягательства на банковские вклады на Кипре. Тут не надо быть аналитиком, чтобы понимать, как все меняется в этом мире. Вывод простой: кто хочет развиваться быстро, должен успеть «запрыгнуть» в убегающий «трамвай нового экономического мирового порядка».
Что Кыргызстану с того, что…
Все аспекты геополитики или глобальной экономики нас интересуют с одной единственной точки зрения – чем грозит (или что значит) то или иное событие для нашей страны. Своей экономики, а общепринятом для состоявшихся государств смысле, у нас в Кыргызстане нет. Ибо политика грантов и займов – это не экономика, а стояние на паперти в государственном масштабе. Реалии таковы, что не в этом году, ни в ближайшие годы собственный бюджет мы сами не потянем. Поэтому нам необходима мудрая «политика попрошайничества». И если нашей политической элите (даже не экономистам) хватит воли для правильных решений, мы должны думать не только о затыкании бюджетных дыр, но и искать все-таки возможности для развития собственной экономики. Возня вокруг «Кумтора» – это как пример того, как поступать не стоит, если исходить из здравого смысла и преференций экономического развития.
Главными политическими игроками в нашем регионе являются (ни для кого не секрет) Россия, США и Китай. Другая аксиома дополняет картину: экономические интересы в регионе только у китайцев и россиян. Следующий аспект логической цепочки – Китай и Россия – члены БРИКС. А если вспомнить тот факт, что Кыргызстан всеми силами пытается вступить в Таможенный союз, становится совершенно очевидным, с кем нам дружить экономически выгодно. Американцы в регионе обречены на уменьшения своего политического влияния – это следует из простой экономической логики. И Кыргызстану однозначно выгодно развитие БРИКС как мировой экономической системы. Однако страна наша азиатская, развращенная перманентными революциями, когда политические элиты не стесняются ставить свои личные (семейные, клановые и другие) интересы выше общественных. И акулы бизнеса и политики из прошлого хорошо знают, как влиять на страны, «работая» только с властью. Интересы народа здесь просто не учитываются. Вот такой очевидный расклад, который позволяет рядовому гражданину с большой вероятностью определять, насколько власть работает ради общества.
В качестве послесловия. Есть такая поговорка – не в свои сани не садись. На что приходится вспоминать другую народную мудрость – чтобы попасть туда, куда надо нужно сесть именно на тот поезд! Ответ очевиден для всех, хотелось бы, чтобы наши экономисты от власти тоже входили в это число.