Свободные экономические зоны как один из источников экономического роста страны

Автор -
1393

    Генеральный директор СЭЗ «Каракол» Алмаз Бийбосунов рассказал о роли свободных экономических зон в Кыргызстане, в том числе на примере зоны «Каракол».

    «Зависимость от внешних факторов, в том числе членство во Всемирной торговой организации (ВТО), процесс вступления в Таможенный союз уже оказывают серьезное влияние на нашу экономику. Надо признать, период транзитной торговли китайскими и другими товарами, как одной из крупнейших статей поступления финансовых средств, завершается.

    В этой связи особое значение для нашей экономики приобретает эффективное развитие свободных экономических зон (СЭЗ). Существующие таможенные и налоговые льготы делают территории СЭЗ все более привлекательными для открытия новых производств, ориентированные прежде всего на рынки стран СНГ и Таможенного союза.

    При этом деятельность свободных экономических зон Кыргызской Республики до сих пор носит несистемный и нестабильный характер в связи с отсутствием концепции создания и стратегии их развития.

    В период становления независимости (мы помним, что это происходило на фоне спада производства, разрыва традиционных хозяйственных связей, резкого сокращения объемов капитальных вложений при катастрофическом уровне физического и морального износа основных фондов, падения жизненного уровня населения) создание и развитие свободных экономических зон рассматривалось как один из путей решения экономических проблем республики.

    И сейчас этот путь становится особенно привлекательным в условиях усиления тенденции регионализации экономики и расширения сфер ее самоуправления. В процессе реформирования экономической системы республики, либерализации внешней торговли, построения открытого общества с высоким уровнем социальной ориентированности необходимо в сжатые сроки найти решения, позволяющие принципиально повлиять на процессы внутренней и внешней миграции, стимулировать всестороннее развитие регионов Кыргызстана с выравниванием уровня их социально-экономического положения.

    Переход к рыночной экономике предполагает масштабные технологическую и структурную перестройку, повышение степени интеграции республики в мировой хозяйственный комплекс. Ограниченный размер ресурсов обуславливает разработку инвестиционных программ, для реализации которых целесообразно выбрать территории для создания свободных экономических зон, имеющие для этого наиболее благоприятную инфраструктуру и геоэкономические факторы. За счет концентрации средств, материальных, кадровых и научно-технических, инновационных ресурсов, СЭЗ способны играть роль центров (точек) роста, которые в дальнейшем инициируют активизацию экономики республики в целом. Будем откровенны, благоприятный инвестиционный климат, который пока не удается создать на территории всей республики, возможен в пределах небольшой территории свободных экономических зон.

    В целом вся система предоставляемых таможенных и налоговых льгот должна служить инструментом реализации сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития. Также важным стимулом притока иностранного капитала являются такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы и упрощение административных процедур.

    Опыт создания свободных или особых экономических зон в других странах показывает, что вышеперечисленные зоны создаются по единой логической схеме: поощрение определенных видов и направлений хозяйственной деятельности путем селективной либерализации инвестиционного климата. Логика проста: если государство не в состоянии по каким-либо причинам обеспечить полное открытие экономики для иностранного капитала или прибегнуть к повсеместному стимулированию экспорта, то выходом в данной ситуации может быть создание СЭЗ. Посредством этого можно проводить прогрессивную промышленную политику и создавать наиболее благоприятный инвестиционный климат для нашего и иностранного капитала на ограниченной территории страны.

    Хотелось бы обратить внимание на сегодняшнюю ситуацию в СЭЗ «Каракол». Не секрет, что изначально при создании СЭЗ «Каракол» не были соблюдены требования о принципе экстерриториальности (территория СЭЗ должна быть обособлена и огорожена). Нарушен был и принцип управления СЭЗ: какое-то время глава администрации города совмещал обязанности директора свободной экономической зоны. В СЭЗ «Каракол» осуществлялась регистрация филиалов уже зарегистрированных в общеустановленном порядке предприятий, регистрировались государственные предприятия, создавались мелкие торговые точки, кафе и заправочные станции, привлекались частные предприниматели, занимающиеся розничной торговлей. В связи с отсутствием должного контроля за движением товаров внутри СЭЗ, ввозом и вывозом товаров за пределы СЭЗ или другими словами за пределы административной границы Каракола, а также из-за освобождения субъектов СЭЗ от уплаты налогов бюджет города и республики терял большие суммы в виде налоговых отчислений. Дискредитация идеи СЭЗ, нарушение основных принципов создания СЭЗ явились основными причинами ее неэффективной деятельности в административных границах Каракола. Именно поэтому, а также как одна из мер по реабилитации в 2011 году был завершен переход СЭЗ «Каракол» на новые территории или субзоны — западней села Орнок и южную окраину Балыкчи.

    Участок вблизи села Орнок пока не освоен, поскольку расположен вблизи береговой зоны, что делает затруднительным строительство промышленных объектов. В субзоне СЭЗ «Каракол» в Балыкчи зарегистрировано 27 субъектов. Привлечено инвестиций на общую сумму 21 миллион 425,6 тысячи сомов. Объем промышленной продукции по итогам 2012 года составил 30 миллионов 990 тысяч сомов, что составляет примерно 16,5 % процентов от общего количества произведенной продукции по Балыкчи. Общий объем экспорта составил 35 миллионов 34 тысячи сомов. Создано более 90 новых рабочих мест.

    Конечно, было непросто реализовать это на практике, поскольку выделенная территория представляла собой пустошь, без воды и электроснабжения. Поэтому много времени занял поиск финансов (поскольку СЭЗ не финансируются из бюджета) для строительства административного здания, ограждения, проводку водопровода и электроснабжения, установку таможенного поста.

    Отдельной строкой можно выделить поиск первого инвестора. Можно понять бизнесменов, особенно иностранных, в новой местности начинать строить новый бизнес, первую фабрику – это нелегко.

    При этом важным полагаю обратить внимание и на необходимость разработки общей оценки эффективности создания и работы СЭЗ, хотя бы на основе соотношения между затратами, направляемыми на становление и развитие СЭЗ, и результатами ее функционирования с акцентом на решение социальных задач, создание дополнительных рабочих мест; повышение экспортного потенциала; объемом привлеченных инвестиций».

    Поделитесь новостью