Политики Кыргызстана часто жаловались, что бывший президент страны Курманбек Бакиев, бежавший вместе с семьей из страны после революции 7 апреля 2010 года, не давал открыто работать и подавлял свободу, как политиков и чиновников, так и простых граждан.
Спустя 3 года после кровавых событий в стране, K—News провел опрос среди политиков, членов правительства и экспертов о том, как изменилась политическая ситуация в стране.
Омурбек Текебаев, депутат Жогорку Кенеша, лидер партии «Ата Мекен», участник революции 2010 года:
Безусловно, изменения есть, прежде всего, в политической системе. После событий 2010 года у нас установилась многопартийность, есть реальная конкурентность, децентрализация власти, управления. Сейчас оппозиционные силы могут победить в выборах в отдельно взятом регионе или городе. Стало больше свободы слова, прав людей на митинги и акции. Это все приводит к качественно новым изменениям, возрастает самосознание, самооценка и ответственность граждан.
К сожалению, в экономике пока особо ощутимого роста нет, и это порождает недоверие народа, неуверенность в завтрашнем дне. Но я считаю, что за эти 3 года заложены основы дальнейшего роста экономики. Я называю это вторым этапом независимости Кыргызстана – заложены основы для развития энергетики и коммуникаций, запланировано строительство железных и автомобильных дорог, газо-нефтепроводов. Это обеспечит энергетическую и коммуникационную независимость страны и определит дальнейший рост экономики, ведь именно эти моменты были тормозами развития Кыргызстана.
Марс Сариев, политолог:
Я думаю, что самое главное достижение после революции 2010 года это то, что началась борьба с коррупцией. Она на самом деле чувствуется, до последних событий борьба с коррупцией носила вялотекущий характер, не походила на борьбу. Сейчас же уже чувствуется, что руководство пытается строить правовое государство.
Второе достижение — свобода слова, журналисты и гражданское общество может выражать любое мнение, критиковать. Это очень важно. Я считаю, что это главные достижения революции 2010 года, все-таки те события выполнили задачу революции, и сейчас мы движемся к созданию нормального демократического общества.
Этой весной была сильная угроза, был риск, что может повториться переворот, и я считаю, что это подтолкнуло власть наконец-то определиться и сделать свой выбор. Власть стала больше отражать интересы народа, а не каких-то корпоративных групп, мы видим, что политики, невзирая на партийную принадлежность, говорят о проблемах и коррупции, и прокуратура работает на полную катушку. У народа, несмотря на экономические трудности, появилось доверие к власти.
Равшан Жеенбеков, депутат Жогорку Кенеша, участник революции 2010 года:
Конечно, есть определенные успехи в страновом масштабе, например, мы уже не боимся власти, как раньше. Политики сегодня более или менее уверены в своей безопасности, знает, что незаконно никого не посадят. Больше стало свободы слова, после 2010 года власть не закрыла ни одно СМИ. Митинги стали более свободны, граждане могут собираться и выражать свой протест властям. На мой взгляд, это самые главные политические достижения за прошедшие 3 года. После революции изменилась политическая система, усилилась роль партий, сегодня, благодаря конкуренции партий, все-таки, обеспечивается открытость и прозрачность работы власти. Это действительно достижения революции 7 апреля 2010 года, демократические ценности на самом деле имеют место, но есть проблемы, которые мы не смогли решить. Мы не сумели сделать власть эффективной, чтобы она могла более быстро и профессионально решать существующие проблемы, а их немало – слабая экономика, безработица, безопасность наших граждан. Из-за отсутствия эффективной власти нет и развитие экономики, показатели последних 3 лет совсем нелицеприятные для новой власти.
После революции нам так и не удалось кардинально изменить систему управления страны, хотя Конституция 2010 года и обещала парламентскую страну, но мы, наоборот, стали более президентской республикой. Невидимые, неофициальные функции президента сохранились и они огромны.
Власть не смогла в полной мере осуществить обещанные реформы в плане оказания услуг своим гражданам, децентрализации власти, административного управления, реформ судебной и правоохранительной систем. Последние были начаты, но были провалены. Все остальное даже не началось, мы оказались неготовыми к реформам. Поэтому минусов сегодня достаточно много.
Джоомарт Оторбаев, вице-премьер-министр Кыргызстана:
Ситуация изменилась кардинально, сейчас строится парламентская демократия, и строится она успешно. Конечно, не обходится без проблем, и это ожидаемо, нигде этот путь не может быть пройден гладко, без проблем. Наш народ давно шел к демократии, и события 2010 года завершили цикл этого пути. Безусловно, этот путь не может быть легким, но сегодня мы дышим свободно в своей стране, боремся с коррупцией, улучшаем систему госслужбы, привлекаем инвестиции, добиваемся экономического роста. Конечно, жертвы, принесенные 7 апреля 2010 года, никогда не будут оправданы, и мы всегда должны помнить людей, которые отдали жизни за свободу.
Ахматбек Келдибеков, депутат Жогорку Кенеша от фракции «Ата-Журт»:
7 апреля более 90 кыргызстанцев подставили свою грудь под пули и погибли ради лучшей жизни. Но, к сожалению, сегодня, не только я, но и общество, люди, которые принимали участие в революции, говорят, что жизнь не улучшилась. Власть не оправдала ожиданий, не достигли своей цели мартовские, апрельские революции. Сейчас народ надеется, что руководители страны опомнятся, что президент, парламент, правительство все-таки вспомнит, почему произошли революции. Надежда умирает последней. Нам всем, президенту, парламенту и правительству нужно опомниться и что-то делать для страны и для народа, а не обманывать словами и обещаниями.