Национальный олимпийский комитет Кыргызстана образован в 1991 году как один из обязательных институтов государства, признанного мировым сообществом. Действительно сегодня олимпийская активность — это больше чем спорт. Это и политика, и экономика, и уровень развития общества, и престиж государства. У Киргизской СССР были в прошлом большие достижения — пятеро представителей нашей республики стали олимпийскими чемпионами в Москве в 80-м. Тот успех остается уникальным. Только в Пекине в 2008 году мы смогли показать призовой результат, серебро и бронза поставили Кыргызстан в самую середину списка командного медального зачета. К сожалению, это пока единственный олимпийский успех спортсменов нашей страны. Но, олимпийцы не сдаются – этот спортивный девиз взят за основу нашими чиновниками, отвечающими за развитие олимпизма в стране. Об этом и много другом нам рассказал генеральный секретарь НОК Кыргызстана Канат Аманкулов.
Канат, Вы стоите у руля серьезной организации, кем вы себя ощущаете чиновником или спортсменом?
По первому образованию я юрист, был профессиональным спортсменом, легкоатлетом, бегал средние дистанции. И сейчас еще иногда бегаю марафоны. Спортивное образование получил позже. Поэтому, конечно же, я спортсмен по своей психологии. И проблемы действующих атлетов мне хорошо известны. А вот чиновником себя не считаю. Организация наша не государственная, и мою нынешнюю деятельность правильно считать менеджментом. А еще больше я, все-таки, ощущаю себя юристом.
Спорт в нашей стране сегодня точно не на подъеме. Что Национальный олимпийский комитет делает для исправления ситуации?
Давайте сразу расставим приоритеты. НОК общественная организация, которую государство не финансирует – это прерогатива МОКа. Наша функция – представительская, мы отвечаем за участие наших спортсменов в Олимпийских играх и других соревнованиях под эгидой Международного олимпийского комитета, таких как Азиатские Игры, Универсиады. Как массовым спортом в стране, так и профессиональным занимается государственные учреждения Министерство, Госагентство и другие организации. Наша функция внутри страны чисто просветительская. Пропаганда олимпийских идеалов развитие на ее основе массового спорта – вот наша миссия.
И, тем не менее, вам приходится заниматься и рутинной работой с федерациями. На нашем ресурсе не так давно была информация о том, что НОК пытается примерить две враждующие федерации спортивных танцев. Но танцы не входят в программу Олимпиад.
Очень наглядный пример. Федерации — это общественные организации, которые осуществляют представительские функции в конкретных видах спорта. Как показывает опыт, зачастую они превращаются в арену столкновения интересов спортсменов, тренеров, судей и околоспортивной общественности. Особенно в тех видах, где есть субъективное судейство. В Федерации танцевального спорта случилось именно так. Появились недовольные, в итоге получается борьба групповых интересов, а не развитие. Действительно, проскочила информация, что НОК занимается примирением сторон. Это абсолютная неправда. Танцы не входят в олимпийскую программу, но входят в другие мероприятия под эгидой МОК. Поэтому мы по нашему статусу можем заниматься организацией участия спортсменов-танцоров на Азиатских играх, например. А вот развитием вида спорта в стране и тем более участие в «разборках» внутри федерации — это не наша прерогатива. К нам обращались конфликтующие стороны, но их проблемы должны решать другие государственные организации, ответственные за спорт и юридическую подоплеку конфликта.
Вы предпочитаете не ввязываться в борьбу. А как же «борьба за борьбу» на уровне представления в Олимпиадах?
Повторюсь. Борьба внутри конкретной федерации — не наша ответственность, мы работаем в строгих рамках, прописанных МОК для национальных комитетов. А вот, как вы выразились «борьба за борьбу» — это сегодня одно из главных направлений нашей работы.
Тут стоит вернуться к истории проблемы. Некоторое время назад мы рассказывали об этом. «Исполком Международный олимпийский комитет дал рекомендации относительно исключения из программы летней Олимпиады 2020 года борьбы. Секвестированию подлежат вольная и греко-римская (классическая) борьба. Окончательное решение, как предполагается, будет принято в начале сентября 2013 года в рамках сессии МОК, которая состоится в Буэнос-Айресе», — проинформировал пресс-секретарь МОК Марк Адамс. Что означает такой поворот событий для нашей страны?
Во-первых здесь следует сказать, что такая инициатива — это большая политика и большие деньги. Что здесь главнее сложно сказать. Но суть вопроса заключается в том, что основываясь на мнении телевизионщиков, которые считают борьбу не очень интересным спортивным мероприятием с точки зрения коммерческих трансляций. Плюс всегда находятся спортивные функционеры, которые стараются перекроить программу Олимпиад, чтобы определенный страны получили преференции в медальном зачете, а другие – их лишились. Борьба попала под этот «пресс». Для Кыргызстана, с его ограниченными ресурсами, которые страна могла бы вкладывать в спорт – это удар ниже пояса. У нас борьба — это приоритетный вид, где мы могли бы готовить спортсменов мирового уровня. Именно на это был сделан упор в подготовке олимпийцев.
Какие меры принимает НОК Кыргызстана в этом вопросе, пока решения по нему нет?
Наше обоснование направлено в Международный Олимпийский Комитет. Это так сказать официальный путь. Второй, очень существенный аспект – это факт того, что Олимпиады в Древней Греции начинались с борьбы и легкой атлетики. И вряд ли спортивные функционеры смогут проигнорировать этот факт. И третье, президент Ассоциации Национальных Олимпийских комитетов (АНОК) Шейх Ахмад Аль Сабах в недавней беседе с Президентом Кыргызстана Азмазбеком Атамбаевым заверил его в твердости позиции возглавляемой им организации о невозможности исключения борьбы из программы Олимпиад. АНОК — это национальные олимпийские комитеты 204 стран мира. Такую позицию МОК игнорировать не сможет. Поэтому с большой вероятностью можно говорить о том, что борьба не будет исключена из программы Олимпиад.
Беседовал Петр Черняк (продолжение следует)