Если мы хотим, чтобы туризм стал полноценной отраслью экономики, нужна законодательная база и реально работающий государственный орган. Перед началом летнего туристического сезона перспективы развития отрасли K—News обсуждает с Данияром Казаковым — главой Департамента туризма при Министерстве культуры и туризма Данияром Казаковым.
Данияр Болушевич, сегодня вы считаетесь в этой стране «главным по туризму». Получается, что и главная ответственность за развитие отрасли сегодня лежит на Вас. Давайте начнем с истории развития отрасли за последние 20 лет в Вашей трактовке.
Советская индустрия туризма, известная своим главным брендом «Спутник», по сути своей, была государственной организацией, подконтрольной самым серьезным структурам в СССР. И с обретением независимости нам фактически пришлось строить туризм, как отрасль экономики, с нуля. Особенно сложными были первые годы, когда для всего мира нас, как государства на карте, просто не существовало. Приходилось показывать иностранным партнерам, какая часть от территории СССР теперь называется независимым государством Кыргызстан. На тот момент вклад государства в международную раскрутку туристических возможностей страны был минимальным, и фактически эту государственную функцию осуществляли частные туроператоры.
Но постепенно стали заметны сдвиги. В 1999 году появился закон о туризме, стали выделяться деньги на участие в международных выставках. Семь лет в администрации Акаева работал международный эксперт по туризму Макс Хаберштро, после которого и сегодня мы пользуемся туристическим логотипом страны. Все чаще на международном уровне руководители государства стали объявлять Кыргызстан страной туризма (присвоив себе неофициальный титул «Вторая Швейцария»). Были и другие попытки международного пиара. Мы все помним проект «Санта-Клауса». Понятно, что раскручивать Кыргызстан как страну «западного Деда Мороза» — проект с заведомо сомнительной эффективностью. Но сам подход – очень правильный, нам необходим тренд, вокруг которого можно строить международный пиар. В 2009 году был готов новый закон о туризме, но президент наложил на него вето. В итоге, мы так и пользуемся законодательством с прошлого века.
И как работает этот закон?
Если честно, то никак. Он настолько устарел, что не способствует развитию туризма как отрасли. Правда и не мешает туроператорам работать так, как они хотят. Удобно для бизнеса, невыгодно для государства, и никаких перспектив развития.
Мне, как обычному гражданину этой страны, кажется, что на наших улицах туристов стало меньше, чем 10-15 лет назад. А о чем говорит статистика? Сегодняшнее состояние туризма в цифрах и в Вашей субъективной оценке.
То, что на улицах стало меньше туристов, это не показатель. Просто появилось достаточно много фирм, которые этими туристами занимаются, потому на улицах их и не видно. И, кроме того, цифры говорят об увеличении потока туристов. По количеству приезжающих гостей, революция 2005 года отбросила нас назад на два года, последствия событий 2010-го не преодолены и сегодня. Но Национальный статистический комитет дает показатель в 3,2 миллиона туристов, посетивших Кыргызстан в 2012 году. А курортную зону озера Иссык-Куль посетили 1 миллион 104 тысячи человек.
Цифры весьма сомнительные. Это практически каждый день должны были заезжать-выезжать в страну около 10 тысяч человек. Их невозможно было бы не заметить. С Иссык-Кулем тоже не очень верится. Статистика говорит о том, что на побережье не более 25 тысяч койко-мест. Реальный сезон — не более 50 дней. При стопроцентном заполнении, побережье рассчитано на 1 миллион 250 тысяч человеко-дней. По нашей статистике получается, что в среднем каждый турист отдыхал на Иссык-Куле чуть больше суток… Прокомментируйте, пожалуйста.
Конечно, против такой арифметики аргументов нет. Единственное, что я могу подчеркнуть, что это данные Национального статистического комитета, и достоверность – это их ответственность. Что касается статуса туриста, то в нашей стране ими считаются граждане других государств, которые находились в Кыргызстане более суток. Таковы правила. Других комментариев нет.
А как быть с доходами туристической отрасли, которую мы по-прежнему считаем бюджетообразующей?
Опять же, по данным Нацстаткома, прошлогодний доход от туризма составил 342 миллиона сомов. Что составляет чуть меньше 5 % валового дохода (в предыдущем году эта цифра составляла 191 миллион). Есть рост. Но есть, опять же, нестыковка. Дело в том, что эти 5 % — это только отчисления от субъектов предпринимательства, у которых есть в уставе графа «туризм». Получаются чистые туроператоры.
Но доход от туризма – это и транспортные, гостиничные, ресторанные услуги, которые в стоимости турпакета занимают большую часть. А по статистике, доход от них учитывается как услуги. Поэтому можно говорить о существенно большей доли туризма в структуре валового дохода. Думаю, что этот показатель на самом деле находится в районе 18 %. Более того, я убежден, что туризм может быть экономической альтернативой разработке полезных ископаемых в нашей стране.
Как повлияло изменение визовой ситуации на туристическую отрасль в целом?
Сказать, что произошел коренной перелом в интенсивности турпотока, нельзя. Есть увеличение, но однозначно говорить о связи не стоит. Здесь сыграло много различных факторов, начиная с того, что 2012 год был намного стабильнее политически, чем два предыдущих. Но в любом случае, отмена лишних формальностей всегда действует как рычаг развития туризма.
Какие направления туризма считаются перспективными, и почему они не развиваются?
Специфика нашего туризма определяется достаточно четко. Именно природные особенности страны должны стать основным трендом. Конкурировать на международном туристическом рынке мы можем только в секторе приключений, эко- и этнотуризма. Плюс, уже раскрученная курортная зона озера Иссык-Куль.
А вот почему туризм не развивается, вопрос государственного масштаба. Мировая практика показывает, что ни в одной стране мира частная инициатива не сможет сделать из индустрии отдыха полновесную отрасль экономики. Пример простой — дороги, по которым туристы передвигаются по стране. Их ремонтировать, строить, содержать в состоянии только государство.
Есть еще множество других проблем. Должно быть законодательство, стимулирующее развитие отрасли, необходим государственный орган, отвечающий за это развитие. Нонсенс, когда мы определяем туризм как бюджетообразующую отрасль, и не имеем министерства туризма.
Как известно, туристическая индустрия – это инфраструктура (туристические объекты и персонал), общественно-политическая и экономическая обстановка в стране и международная раскрутка. Где у нас есть достижения, и в чем мы сильно отстаем?
Начнем с международного пиара. Здесь нам уже есть чем гордиться. Прошли времена, когда нас не было на карте. Наши туроператоры — постоянные участники главных туристических ярмарок. Есть опыт представления страны. Хотел бы рассказать о недавней презентации туризма Кыргызстана в Екатеринбурге. Прекрасно сработало консульство, которому удалось не только посодействовать с организацией стенда страны, но и обеспечить серьезную общественную поддержку мероприятия. Прекрасный образец государственно-частного партнерства. И я уверен, что в этом сезоне гостей из Свердловской области у нас будет много.
Есть и другие достижения. Февральский номер журнала Тhе European Times полностью посвящен нашей стране – а это 410 тысяч экземпляров. Опять же, февральский номер бортового журнала «Аэрофлота», который целый месяц был в самолетах авиакомпании на рейсах по всему миру. Есть и другие проекты масштабной раскрутки туристических возможностей страны.
Инфраструктура наша не очень-то конкурентоспособна, но она, по крайней мере, есть. Как и появилась тенденция к стабилизации общества в целом. Здесь существуют задачи для всех — и частный бизнес может внести свою лепту, и общество необходимо приучать к толерантному отношению к гостям. Нужны профессиональные кадры, и мы стараемся их готовить. Но нужны и грамотные критерии оценки этих специалистов. Стимулировать такие процессы и призван новый закон о туризме, который так сегодня необходим. Здесь стоит оговориться, что законодательство нужно менять только при абсолютной уверенности в эффективности новых нормативных актов. А для этого нужны специалисты, нужны финансы, нужна политическая воля.
Как строить международный маркетинг, если денег на него нет? Как привозить сюда туристов, если дорога «съедает» большую часть турпакета? Чем завлекать туристов, если показывать нечего? Насколько обосновано сегодняшнее положение в главном экономическом критерии – «цена-качество»?
Действительно, это серьезная проблема. Для нас американские или австралийские туристы просто неподъемны из-за транспортных расходов. Выхода два — привлекать в аэропорт «Манас» новые авиакомпании, и за счет конкуренции снижать цены на билеты. Другой подход – ориентация на туристов из региона. Ведь рядом Казахстан, Сибирь, Китай, а это потенциальные миллионы гостей. Говорить о том, что у нас показывать нечего, не верно. Есть что посмотреть, например, природные красоты. Для этого придется привести страну в порядок и систематизировать туристические объекты. Но это не проблема, это задача. Что касается неподъемных цен на туристические услуги, их определяет частник. И пока ему не будут созданы соответствующие условия для развития бизнеса, он сам будет диктовать цены на услуги. Пока рычагов нет, и вся надежда на новое законодательство.
Скажите, туризм сегодня больше жив или мертв?
Если бы я не верил в перспективу развития туризма в Кыргызстане, я бы не сидел в этом кресле и не занимался бы туристическим бизнесом в принципе.