Кому выгодно убрать с рынка «Репретин»?

Автор -
555

    Конфликт, развернувшийся между сторонниками препаратов «Репретин» (компании «Ротафарм») и «Рекормон» (компании «Хоффманн Ля Рош»), принимает нешуточный оборот, наталкивающий на мысль, что это не война против «Репретина» и, тем более, против компании «Ротафарм», – их всего лишь нужно выдавить с рынка, закрывая при этом глаза на проблемы пациентов, живущих на гемодиализе. Эта информационная война ведется за капитал, которому надлежит плавно перетечь из государственной казны в отдельные чиновничьи карманы.  

    Война, организованная определенным кругом лиц, заинтересованных в препарате Рекормон, ради прибылей была бы не так ужасна, если бы не другой ее аспект: в конфликт вовлечены кыргызстанские чиновники, задействовавшие родственные и дружеские связи на всех уровнях.   

    Не нужно быть сыщиком, чтобы собрать в Интернете следующие данные:

    • В КГМА (муж главы представительства компании «Хоффманн Ля Рош» Н.Бримкулов является проректором КГМА, ближайшая подруга главы представительства – заведующая кафедрой фармакологии КГМА У.Тилекеева);  
    • В общественных и неправительственных организациях (муж главы представительства «Хоффманн Ля Рош» Н. Бримкулов является председателем секретариата Альянса за прозрачность лекарственного обеспечения МеТА в Кыргызстане, Бурул Макенбаева – член секретариата МеТА, получающая в нем нескромную зарплату);
    • В Жогорку Кенеше (депутат от фракции «Ата Мекен» Ширин Айтматова – родственница У.Тилекеевой; Т.Балтабаев («Ата Мекен») привлекается в процесс по принципу – «враг врага – друг», – так как является открытым противником ДЛОиМТ, инициировавшим многочисленные проверки ДЛОиМТ, по отдельным данным планирует стать его руководителем; А.Мамаюсупов – помощник Т. Балтабаева – бывший замдиректора ДЛОиМТ, безуспешно пытавшийся восстановиться на должность через суд).

    Таким образом, получается, что в продаже «Рекормона» – препарата, который продвигает на рынок компания «Хоффманн Ля Рош», – заинтересованы не больные (им-то как раз «Рекормон» не выгоден, ибо стоит в два раза дороже своего аналога – «Репретина»), а чиновники. Ответ на вопрос «Почему?» нашелся недавно.  

    В СМИ прошли материалы, указующие на то, что в соседнем Казахстане «Рекормон» продается по цене 285 сомов за дозу, то есть разница в цене на данный препарат между Казахстаном и Кыргызстаном составляет 600 сомов.

    Теперь обратимся к объявлению Департамента лекарственного обеспечения о проведении тендера на 100 тысяч применений эпоетина. Тут простая арифметика: в случае выигрыша «Рекормона» в тендере, умножаем ценовую разницу в 600 сомов на 100 тысяч шприцев и получим 60 миллионов сомов. Это сумма, которая «утекает» из госказны.

    Возникает вопрос: почему «Рекормон» в Казахстане, где население гораздо платежеспособнее,  стоит в 3 раз дешевле, чем в Кыргызстане?  

    Вероятно, причина кроется в этих 60 миллионах сомов, которые мечтают поделить некоторые, связанные между собой, лица.

    Парламентарий Ширин Айтматова, основываясь на жалобах 40 больных, поставила перед депутатами вопрос о замене «Репретина» на «Рекормон». По существу, если были жалобы, следовало бы организовать комиссию для их рассмотрения. Но депутат почему-то настояла не на рассмотрении жалоб медицинской комиссией, а на создании комиссии депутатской для расследования деятельности компании «Ротафарм» и качества поставляемого ею препарата «Репретин». Отметим, что больные жаловались не на компанию «Ротафарм» и даже не на препарат «Репретин», а на скачки давления и снижение гемоглобина. Почему в этом вопросе должны разбираться не врачи, а нардепы,  наверное, останется загадкой.

    Расследование не заладилось, потому что факт отсутствия «желтых карт», в которых должны фиксироваться жалобы пациентов, подтвердил сам Департамент лекарственного обеспечения. Проверка, проведенная комиссией по инициативе Ширин Айтматовой, не выявило нарушений в деятельности «Ротафарм».

    Интересен тот факт, что Ширин Айтматова подняла вопрос об отзыве «Репретина» по просьбе 40 больных, но не стала даже озвучивать в парламенте тот факт, что к ней обратились 300 больных, живущих на гемодиализе, с просьбой не лишать их «Репретина», который они получают уже три года. Вопрос «Почему?» снова остается открытым.

    Таков в общих чертах механизм выдворения с рынка конкурента в лице компании «Ротафарм». Учитывая масштабы применения административного ресурса, он, вероятно, сработает. А проигравшими, в конечном итоге, останутся даже не бизнесмены от «Ротафарм», которым проще поставлять «Репретин» на другие рынки, нежели бороться с нашим чиновничим произволом, – а кыргызстанцы с тяжелой почечной недостаточностью.

    Поделиться