То, что регион Центральной Азии сегодня находится в центре геополитики, многим может показаться «притянутым за уши». Последствия «арабской весны», которые сегодня не то чтобы преодолены, а продолжают разгораться событиями в Сирии, корейское противостояние по 38 параллели, выборы в постчавесовской Венесуэле, наконец, теракт на финише Бостонского марафона. Кипрские страдания экономики Европы и те отошли на задний план. А мы тут про Центральную Азию… И тем не менее, многое в будущем планетарном устройстве решается именно здесь.
Треугольник № 1 (США-Кыргызстан-Россия)
Недавние визиты турецкого премьера Реджепа Тайипа Эрдогана в Бишкек и президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву — прямое доказательство подготовки к новым политическим баталиям в регионе. Зачем приезжал Эрдоган в Кыргызстан, вполне понятно. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что его миссией было нажать на президента Атамбаева по поводу смягчения его позиции по выводу базы из «Манаса» в 2014 году. Американская политика в лучших восточных традициях посылает эмиссаром в Кыргызстан турецкого премьера, зная особое отношение к Турции президента Кыргызстана. Судя по всему, безуспешно, так как уже после отъезда Эрдогана, Атамбаев подтверждает публично верность своей позиции по базе. Причем в конце мая мы уже точно будем знать, насколько тверд наш президент, ибо, по условиям договора с американцами, за 180 дней до его окончания должно быть озвучена позиция по прекращению пролонгации.
Кыргызстан — в политических тисках. Такое уже было с предыдущим президентом в 2009 году, чем закончилось, все помнят. Подчеркну, по моему мнению, Россия в так называемой народной революции 2010 участия не принимала. Хотя изменение отношения к семье кыргызского президента, конечно же, стало стартовым сигналом для действий оппозиции. Сегодня Атамбаев все это хорошо понимает, этим же объясняется стремление ускорить вступление в Таможенный союз. В этом раунде строительства региональной политике пока Россия «выигрывает по очкам» у США, поэтому тут же следует рассмотреть другой треугольник.
Треугольник № 2 (Кыргызстан-Россия-Узбекистан)
Узбекистан, еще недавно претендовавший на региональное лидерство, сегодня безвозвратно его уступил Казахстану, который, несмотря на все внутренние проблемы и противоречия, стремительно превращается в полновесного игрока в мировой политике. И многие эту метаморфозу связывают, в том числе, и со вступлением в Таможенный союз. Прекрасный пример для соседей по региону. А Узбекистан находится в процессе охлаждения своих отношений с партнерами по ШОС, СНГ, ОДКБ. Самое время принимать решения по строительству новых региональных отношений. И здесь Россия, видимо, идет с опережением конкурентов по игре в глобальную политику.
Каримов приезжает в Москву с визитом. Мы не станем перечислять все официальные документы по итогам встреч, а попытаемся заглянуть в кулуары. Российское руководство даже после всех уверений своих кыргызстанских визави, видимо, не очень доверяет твердости слов партнеров. Есть подозрение, что американцы все равно придумают способ оставить свою базу в «Манасе». Не станем подозревать нашу власть в том, что уже принятое решение может измениться, но вероятность такая есть, и это понимают все — от рядовых граждан Кыргызстана до российских политических аналитиков. Но если у американцев не получится остаться в «Манасе», наиболее вероятной точкой их пребывания в регионе станет Узбекистан. И вот поэтому Каримов и оказывается в Москве. Что Путин пообещал Каримову вне официальных релизов, можно догадаться, но то, что Каримов «предъявлял», совершенно очевидно. Отсюда…
Треугольник № 3 (гидроэнергетический)
В Азии проблема воды всегда была насущной, а в сегодняшних условиях ее актуальность возросла многократно. Узбекистан — потребитель, а Таджикистан и Кыргызстан с расположением верховьев трансграничных рек фактически стоят у крана-распределителя. С этой позиции Узбекистан практически всегда против любых гидротехнических сооружений на реках на территории соседей. А тут еще подписанные и ратифицированные соглашения между Россией и Кыргызстаном о строительстве гидроэлектростанций Верхненарынского каскада и Камбаратинской ГЭС-1. Каримов (читай Узбекистан) недоволен. И на этой волне обиженный узбекский президент вполне может пустить к себе «оставшихся без крыши» американцев. О чем Путин договорился с Каримовым, мы не знаем, но после завершения визита оба лидера выглядели вполне довольными. Настораживает только один момент. Проект строительства Верхненарынских ГЭС должен был начать работу еще 1 февраля. До сих пор не начат, хотя договор ратифицирован обеими сторонами. Неужто это был только отвлекающий маневр в политической игре самого большого треугольника? И Китай здесь тоже при делах…
Треугольник № 4 (Россия-Китай-США)
Всему миру ясно, что продолжается «холодная война идеологий, экономик, мировоззрений». И здесь в регионе — одно из полей «сражений». Хотя зря я использовал даже в кавычках термины «война» или «сражение». Правильнее сказать – конкуренция. И три кита такого противостояния — Россия, Китай и США. Все остальные — скорее зрители, чем непосредственные участники. Так вот получается, что именно наш регион становится показательным в такой конкуренции. На кого делать ставки? Для рядовых кыргызстанцев часто предпочтительнее Россия. С точки зрения экономики – лидер Китай. А США лучше других умеют покупать…