Вчера депутатами Жогорку Кенеша, в третьем чтении был принят закон «Об автомобильном транспорте», который затрагивает интересы тысяч людей. И только от президента теперь зависит дальнейший ход событий. Подписание или вето? Непростой выбор для Алмазбека Атамбаева.
Законопроект предполагает запрет на перевозку пассажиров в автомобильном транспорте с правым рулем. Запрет касается автобусов, легковых автомобилей-такси с правосторонним расположением рулевого колеса и автомобилей со специальным управлением для коммерческой перевозки пассажиров.
Социальная ответственность сторон
Правовой аспект использования правого руля теперь обретает новый смысл. В мире производится миллионы автомобилей с правым рулем, ибо есть на планете такие страны как Великобритания, Япония, Австралия и др., где принято ездить в другую сторону по отношении ко всему остальному миру. Далее можно полемизировать в стиле Джонатана Свифта с его тупо- или остроконечниками, или Владимира Высоцкого про его «правую неправую толчковую».
Не станем, ограничимся тем фактом, что очень много авто с правыми рулями попадают на вторичный рынок, в частности к нам в Кыргызстан. Где-то такой симбиоз машины и трафика вне закона, в нашей стране пока для праворуких горит зеленый светофор. И раньше предпринимались попытки запрета ввоза таких автомобилей, но они разбивались о стройные ряды сплоченных «праворуких» автовладельцев. Можно назвать два-три пика такого противостояния. Пока всегда побеждали автовладельцы. Действительно, огромные деньги (по меркам нашей страны) крутятся вокруг «правого руля» и недовольных, в случае если законопроект станет законом, будет много. Последствия непредсказуемы, особенно когда власть на столько ослаблена. Что с трудом контролирует ситуацию в обществе. Президент нашей, так называемой, парламентской республики последние месяцы каждый раз искусно оказывался вне острых политических и экономических проблем. Мудро спрятаться за свой конституционный статус в этот раз не получится. Поэтому пожелаем ему мудрости и мужества в принятии правильного решения, которое совершенно не выглядит однозначным.
За и против
Сложно сказать, насколько правильным будет решение о запрете перевозки людей в машинах с правосторонним рулем. Но мера эта точно половинчатая, ибо просто так (не в коммерческих целях) передвигаться на таких машинах будет по-прежнему можно. Первое, что произойдет, это возвращение к черным или серым схемам работы такси. Ведь очень сложно доказать, кого везет водитель, родственников, друзей или коммерческих пассажиров. Однозначно выиграют «сборщики налогов» в погонах дорожной службы. Процесс отлажен, любой, кто ездил по нашему городу за рулем (в данном случае все равно с какой стороны), хорошо это знает. Скорее всего, вырастет такса, ведь в стоимость проезда будет включена плата за риск. В легальные структуры пассажироперевозок придут более старые автомобили, так как традиция наших таксистов не заморачиваться комфортом транспортного средства общеизвестны. Не станут профессионалы тратить лишние деньги. Это нелогично и неэкономично в условиях нашего сумасшедшего траффика с игнорированием не только правил дорожного движения, но и простой человеческой логики. Типичный подход может быть показан на наглядном примере. Ездил таксист на «японце» гольф-класса 2003 года, купленного за 5 тысяч долларов. При условии, что после выхода закона он хочет продолжать работать легально, поэтому на эту же сумму берет автомобиль из Европы такого же класса, но денег ему хватает только на авто выпуска 1996 года. Качественное ухудшение налицо, зато в рамках нового закона. Вот и получается, что неудобства при перестроении и неправильная ориентация фар, компенсируются более свежими моторами, надежными тормозами и улучшением пассивной безопасности. Насколько я знаю, во всем мире нет однозначных выводов по этой проблеме. Лично я за то, чтобы правосторонние машины пассажиров не водили. Но давайте послушаем и другие мнения, из уст горожан, которые вся без исключения связаны с проблемой перемещения по улицам столицы. По некоторым соображениям, мы не станем публиковать фамилии респондентов.
Мнение горожан
Эльдар («Ниссан Примера», правый руль, работает таксистом более десяти лет, последние 3 года в компании).
— Для меня запрет таксовать с правым рулем ничего не изменит. Уйду опять в частники. Своих клиентов у меня много. Не пропаду. Если все «наши» пойдут митинговать за отмену закона, пойду с ними. Думаю, президент этот закон не подпишет.
Канат («Мазда 323», левый руль, таксист-частник, 5 лет работает в Бишкеке).
— Я за принятие такого закона, правый руль – это опасно. Мешают на дороге, вылезают на встречку при обгоне. Мне лучше, запретят, больше клиентов мне достанется.
Владимир (водитель маршрутки, стаж больше 25 лет)
— Пусть запрещают. На посадке пассажиров неудобно, и опасно. Тут даже слух прошел, что кто-то собирается запускать маршрутки с правым рулем, говорят, кто-то из депутатов накупил таких. Тогда просто беспредел для пассажиров будет. Так что такой закон нужен.
Искендер (пешеход)
А мне все равно, с какой стороны руль у машины. Главное, чтобы водитель был осторожный. Закон проблем на дороге не решит. Дело не в машинах, а в людях.
Зоя Николаевна (пенсионерка)
— Мне все равно, я на машинах не езжу. А вот сын у меня живет во Владивостоке, там почти все машины из Японии, и нормально ездят. Лучше бы дороги ремонтировали в городе, от них вреда больше. Детей бы меньше сбивали. А когда авария, все равно с какой стороны руль.
Вали (работник станции технического обслуживания)
— Если примут закон прогорят «паки» (пакистанцы, торгующие автомобилями с правым рулем). Появится новый бизнес, будут везти панели и переделывать автомобили. Нам работы больше. Поэтому я за запрет праворульных авто, хотя сам езжу на «Хонде Авансир», но не таксую.
Мнения самые разные. Этот материал даже не аналитика, ибо никакой аналитик в этой не в состоянии просчитать даже ближайшие шаги власти. Непонятны принципы, по которым принимаются наши законы, и никто не просчитывает их дальнейшее воздействие. И это не экономика, это даже не политика, это самостоятельный путь развития нашей независимой страны. А президенту в этой ситуации все равно придется показать обществу свою позицию.