Нужно ли кыргызстанским автолюбителям ОСАГО?

Автор -
822

    В Кыргызстане законодательно закреплены 4 вида обязательного страхования. Нужен ли нам пятый? Об этом KNews расспросил эксперта в области страхования, заместителя генерального директора по развитию компании «Росстрах – Кыргызстан» Адилю Бутабаеву.

    Адиля Каримовна, от чего сегодня закон обязывает страховаться?

    В настоящее время в Кыргызстане существуют 4 вида обязательного страхования, и все они касаются юридических лиц. Первое – это обязательное страхование ответственности работодателя перед работником. Согласно закону от 5 августа 2008 года, работодатель, в штате которого работают свыше 50 человек, обязан застраховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им служебных обязанностей. И хотя эта норма призвана защищать интересы наемных работников, сегодня закон не работает в полную силу.

    Вторым обязательным видом является страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. К примеру, эта законодательная норма распространяется на все виды общественного пассажирского транспорта, вплоть до маршруток, а также на любой транспорт, осуществляющий коммерческие грузоперевозки.

    Третий вид – это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика опасных грузов.

    Ну и четвертое – обязательное страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Закон обязывает страховать ответственность не только промышленных предприятий или организаций, чья деятельность связана, к примеру, со взрывными работами или горючими материалами, но и стройки. Потому что, скажем, подъемный кран – это уже сам по себе источник повышенной опасности. Опять же, как и в трех других случаях с обязательным страхованием, закон действует в интересах простых людей, и в то же время его исполнение выгодно работодателю.  

    Почему страховщики считают необходимым принятие ОСАГО? Ведь сегодня каждый желающий может сам застраховать свой автомобиль. Зачем людей к этому обязывать?

    Давайте рассмотрим на примере. Скажем, у вас есть автомобиль стоимостью 8 тысяч долларов. И вы нечаянно врезались в «Хаммер». Во сколько вам обойдется возмещение нанесенного ущерба? А если вы «поцарапали» не только бампер? Даже представлять не хочется. Если вы достаточно осторожный человек, и жизнь заставила вас ощутить на собственном кошельке, что дорога есть дорога, и от ДТП не застрахован даже самый опытный водитель, то вы, скорее всего, захотите приобрести страховку. Страхование автогражданской ответственности сегодня – это самый недорогой вид автомобильного страхования. Вы сами выбираете лимит ответственности, в пределах которого при наступлении страхового случая страховщик возместит вам ущерб, который вы по неосторожности причинили чужой машине. К примеру, вы выбрали лимит ответственности в 5 тысяч долларов. Так вот, сегодня страховка в 5 тысяч долларов обойдется вам примерно в 80 долларов в год. Иными словами, вы платите страховщику 80 долларов за годовую страховку, а в случае, если вы причинили ущерб другой автомашине или врезались в киоск, ремонт в пределах 5 тысяч долларов за вычетом франшизы (собственного участия клиента в страховом случае) будет осуществляться за счет страховой компании. Это у нас. А в России, где страхование автогражданской общественности является обязательным, годовая страховка на 5 тысяч долларов при прочих равных условиях обойдется вам около 50 долларов США. Снизить стоимость страховки до таких значений стало возможно, благодаря массовости. В результате и автолюбители рады, и страховщики не в накладе. Одним словом, ОСАГО выгодно всем.

    В таком случае, почему ОСАГО до сих пор не было принято?

    Разговоры о необходимости ОСАГО в Кыргызстане ведутся с 2001 года. В Казахстане его законодательно ввели в 2003-м, в России – в 2005 году. Я полагаю, что причиной того, почему у нас так долго откладывается серьезное рассмотрение ОСАГО, является низкая осведомленность. Простые граждане воспринимают необходимость страховки как дополнительный налог, не вполне понимают механизм произведения выплат при наступлении страхового случая, и депутаты боятся народного возмущения. Между тем, к примеру, россияне и казахстанцы, приезжающие в КР на работу, стараются тут же застраховать свой автомобиль, потому что давно уже поняли, насколько выгодней быть застрахованным, если речь идет о собственном транспорте. Введение ОСАГО в Кыргызстане избавило бы от финансовых проблем тысячи наших сограждан, постоянно сталкивающихся с ДТП на дорогах.

    От чего еще можно застраховать свой автомобиль?

    Сегодня, помимо «автогражданки», страховщики предлагают КАСКО – страхование вашей автомашины от угона, пожара и физического ущерба. КАСКО обычно берется в пакете с «автогражданкой». То есть если у вас есть эти два вида страховки, и вы врезались в «Хаммер», то страховая компания восстановит и «Хаммер», и вашу машину. Еще можно застраховать пассажирские места в автотранспорте, – здоровье и жизнь пассажиров вашего авто на случай ДТП.

    Кто в Кыргызстане чаще всего прибегает к автомобильному страхованию?

    В первую очередь посольства и разного рода иностранные миссии и международные организации, потому что для них это давно стало нормой. Компании, организации имеющие гараж на полсотни машин, – таксопарки и крупные предприятия. Все значимые банки. Частные лица прибегают к автомобильному страхованию, в основном, по требованию банков, когда обращаются за кредитами, и это печально. Потому что для автолюбителя небольшая экономия на страховке сегодня при аварии обернется тысячами долларов, вылетевшими в трубу. Поэтому если вы уж приобрели автомобиль – подумайте о своей финансовой безопасности. Не стоит экономить на страховке.

    Для справки: Страховая компания «Росстрах – Кыргызстан» 8 лет работает на отечественном страховом рынке. Основной акционер – ОАО «Перестраховочная компания «Профиль Ре».

    Поделиться