В Оше представители некоммерческих организаций и юристы обсудили внесенный на рассмотрение парламента КР законопроект «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности», а точнее – статью 12, которая касается непосредственно НКО.
Статья 12 «Превентивные меры для некоммерческих организаций» появилась в законопроекте в апреле этого года и вызвала много вопросов. И первый из них – почему именно НКО выделены в особую группу, против которой необходимы превентивные меры, как против потенциальных экстремистов и террористов, на каких основаниях все они вдруг попали в категорию подозреваемых? Другой вопрос: почему в эту категорию не попадают коммерческие организации?
Ошане обсудили все пункты статьи 12 и практически по всем сделали замечания. В частности, по пункту 5 части 2: «предоставлять органу финансовой разведки, органу национальной безопасности и правоохранительным органам информацию, указанную в пунктах 1-4 настоящей части».
Этот пункт возлагает на НКО дополнительные и обременительные обязательства по отчетности. Некоммерческие организации регулярно предоставляют отчеты в налоговую полицию, статкомитет и соцфонд. Все документы по деятельности любого НКО при необходимости можно запросить в этих ведомствах.
Ни в одном пункте не ясны механизмы «проведения работы с некоммерческими организациями по вопросам противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и террористической или экстремистской деятельности».
Абстрактной выглядит часть 5: «Эффективный мониторинг или контроль за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным государственным органом, определенным Правительством Кыргызской Республики». Что может означать «мониторинг или контроль», каким образом осуществляться? И не будет ли это прямым вмешательством в деятельность некоммерческих организаций?
Часть 3 статьи 12 вызывает недоумение: «В случае наличия у любого физического и юридического лица подозрения, что конкретная организация используется в легализации (отмывании) преступных доходов, финансировании террористической или экстремистской деятельности либо террористами и экстремистами, данные лица должны безотлагательно (в течение нескольких часов) передавать соответствующее сообщение в орган финансовой разведки или правоохранительные органы и орган национальной безопасности для принятия соответствующих мер согласно законодательству Кыргызской Республики». Эта часть, по мнению участников обсуждения, может развязать «охоту на ведьм».
Статья 12 подрывает доверие ко всем НКО. Эту статью вообще следует исключить из законопроекта – таково предложение ошских юристов, участвующих в обсуждении. Можно оставить из нее, доработав, несколько пунктов, не вызывающих больших возражений, и включить их в профильный закон – то есть закон о некоммерческих организациях.