Волнение, страх и неуверенность… Именно такой букет чувств хоть раз в жизни испытывал каждый человек во время собеседования с работодателем. Процесс собеседования имеет негласные советы, которые помогают соискателю достичь желаемой цели, в нашем случае, получить работу «своей мечты». О том, как вести себя на собеседовании и как перебороть стресс, испытываемый в процессе «проверки на прочность», в разговоре с K—News рассказал HR-консультант, психолог, бизнес-тренер Михаил Мунькин.
Как нужно вести себя во время собеседования, чтобы показать себя в выгодном свете?
Ключевое состояние, в котором должен пребывать человек во время собеседования – это состояние внутренней веры в себя, чувство самодостаточности и достоинства.
Соискателю в разговоре с работодателем рекомендуется расхваливать себя. Все-таки, устройство на работу — это особый вид продаж, человек продает свои знания, умения, свой труд. Здесь срабатывают все технологии продаж: подготовка, установление контактов, выявление потребностей, презентация себя, работа с возражениями, заключение сделки.
Рекомендуется периодически задавать вопросы, чтобы не только HR-менеджер задавал вопросы, но и вы ему. Какие корректные и полезные вопросы можно ему задать? Вы можете поинтересоваться корпоративной культурой, ценностями компании, стратегическими целями организации. Но в идеале такую информацию можно узнать, зайдя на сайт компании. И если вам импонирует все это, тогда данное место может оказаться вашим. Нет хороших или плохих компаний, нет хороших или плохих соискателей. Есть подходящие и неподходящие друг другу.
А что Вы не рекомендуете делать на собеседовании?
Чего не рекомендуется делать, так это чувствовать себя маленьким, быть заискивающим.
Нельзя врать. Даже если вы соврете и пройдете собеседование, вам в этой компании работать. И если вы где-то приукрасили свои способности, и вас все-таки взяли, то можно попасть в очень стрессовую ситуацию, когда вы не сможете выполнять возложенные на вас обязанности. В итоге, будет очень тяжело работать. Если для вас семья важнее, чем работа, а вы говорите, что являетесь трудоголиком, то учтите, что работодатели это будут использовать. И когда ваша сестра соберется замуж, а вам нужно будет присутствовать на свадьбе, то работодатели напомнят, что у вас есть работа и нужно выполнять, в первую очередь, ее.
Корректно ли задавать вопрос о заработной плате?
Обычно работодатели задают вопрос о том, какой размер заработной платы хотел бы иметь соискатель. Вы пишите или называете желаемую цифру. И в идеале спрашивают, чем обусловлены ваши запросы.
Если вы назовете слишком большую цифру, то, скорее всего, менеджер скажет, что у вас большие ожидания, и скорее всего вы не пройдете собеседование. Потому что большие ожидания грозят разочарованием и вам, и компании. А как только вы разочаруетесь, вы будете демотивированы и не заинтересованы в работе, что также негативно отразится на вас и работодателях.
А как перебороть эмоциональный стресс, возникающий во время собеседования?
Главное правило — не относиться к собеседованию, как к экзамену. Школа, университет приучают человека к тому ощущению, что учителя знают больше, у них есть возможность «завалить тебя», от них зависит, пройдешь ты экзамен или нет. И человек перед экзаменатором становится уязвимым. Поэтому я рекомендую рассматривать устройство на работу как продажу. Это другое психологическое состояние, которое поможет справиться с негативными картинками.
Волнение во время собеседования — это то, что может дать убедительность, это энергия. Но чем оно опасно? Ты начинаешь думать, что ты очень маленький, ничего не знаешь, ничего не умеешь, а HR-менеджер очень важный, он как экзаменатор. Волнение будет рассматриваться как неуверенность, если перейдет в тревогу и страх.
А каким должно быть невербальное поведение кандидата?
Нужно вести себя спокойно и уверенно. У каждой позиции есть свой психологический профиль. Любой HR-менеджер прежде, чем набирать людей, выстраивает этот профиль. Его задача — не делать экзамен, а оценить, подходит ли человек под позицию.
Насколько оправданы агрессивные виды интервью?
Если вы устраиваетесь в компанию на позицию менеджера по работе с жалобами, претензиями и рекламациями, на позицию супервайзера, где вы должны находиться в некоем стрессовом состоянии, то такие виды собеседования оправданы. Для соискателя будет лучше, если он поймет заранее, что не подходит под определенную позицию. А иначе, устроившись на эту работу, во время рабочего процесса человек столкнется с тем, что на него орут матом, швыряют в него пепельницы, к чему он не был готов. Если у вас слишком высокое чувство достоинства, и вы не приемлите, чтобы на вас повышали голос, делать на такой работе вам нечего.
Как соискателю вести себя при таких собеседованиях?
Есть хороший вопрос у HR- менеджеров на Уолл-стрит: «Как вы отреагируете, если я скажу, что приму вас на эту работу после того, как проведу ночь с вашей девушкой?».
Наши люди восприняли бы это, как оскорбление, и полезли бы в драку. Правильный ответ здесь очень простой: «Вы знаете, моя девушка не должна мешать работе». Через такие вопросы идет проверка ценностей человека. Через такие вопросы работодатели узнают, что для тебя важнее — работа или личные отношения. Если человек знает специфику компании, для него стрессовые интервью не должны стать некой неожиданностью. Например, если это вакансия в call-центр, в «горячую линию», куда люди звонят и постоянно жалуются. Человек, который будет отражать конфликт с менеджером, никогда не получит работу.