Афганский экстремизм на экспорт

Автор -
452

На минувшей неделе в Бишкеке состоялась встреча секретарей Совета безопасности государств-членов ШОС. Одной из главных тем обсуждения стал вопрос противодействия распространению афганского героина, становящегося все более серьезной угрозой для безопасности центральноазиатского региона и всего мира в целом. Сеть его распространения на данный момент затрагивает порядка 100 стран мира. Практически все население Афганистана и близлежащих государств втянуто в транзит и дистрибуцию наркотиков. Столь массовое производство перестало быть внутренней проблемой Афганистана и стало общемировой проблемой. О возможных последствиях данной проблемы для центральноазиатского региона K-News рассказал президент Всемирной Лиги «Разум вне наркотика» профессор Женишбек Назаралиев.

«Помимо очевидного вреда для демографии близлежащих стран, афганские наркотики влекут за собой риски политической и социальной дестабилизации ряда государств. Преступные формирования, контролирующие производство и распространение наркотиков в Афганистане, сливаются с экстремистскими движениями и обретают силу, способную радикально изменить геополитическую обстановку в сердце Азии. Как справедливо отметил глава ФСКН России Виктор Иванов, афганские опиаты, ставшие проблемой номер один для всех евразийских государств, являются генератором политической турбулентности в Центральной Азии, будучи главным финансовым источником экстремистских организаций.

На 2014 год запланирован окончательный вывод войск коалиции НАТО с территории Исламской Республики Афганистан (ИРА), который начался уже сегодня. В отсутствие давления со стороны коалиционных сил, экстремистские группировки, существующие на деньги от производства и распространения опиатов, активизируют свою деятельность, что может привести к взрыву нестабильности во всем центральноазиатском регионе.

Уже сейчас ситуация в Афганистане ухудшается с каждым днем. «Талибан» начал наступление с целью свержения режима нынешнего президента Хамида Карзая. В списке убитых — сводный брат Карзая Ахмед Вали Карзай, управлявший югом страны, а также генерал Мохаммед Дауд Дауд. В результате устранения на юге Афганистана двух ключевых фигур для режима Хамида Карзая, талибы ослабили власть президента и поставили под удар северную столицу Кабул. Также они перехватили контроль над каналами поставки наркотиков в Иран и Европу.

Большинство экспертов прогнозируют приход талибов к власти на севере страны, что приведет к усилению влияния и других радикально-исламистских группировок, не только в Афганистане, но и в Узбекистане, где в ближайшее время, вероятно, также произойдет смена власти Ислама Каримова, которой исламисты сейчас противостоят. При отсутствии внешних сдерживающих сил экстремисты увеличат масштабы экспорта наркотиков, что даст им дополнительное финансирование для распространения экстремизма в Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане.

Сопредельные Афганистану государства могут оказаться не в силах дать отпор террористам. Обостряющиеся сегодня отношения между Душанбе и Ташкентом приводят к неспособности этих государств совместно противостоять общим международным угрозам, исходящим из Афганистана, и создает еще один очаг напряженности в регионе. Экономическая блокада Таджикистана Узбекистаном грозит перерасти в серьезный вооруженный конфликт между этими странами, который станет благодатной почвой для распространения исламизма.

Возрастание активности таких организаций, как Исламское движение Узбекистана и «Хизб ут-Тахрир» неизбежно приведет к разворачиванию крупномасштабных боевых действий не только в Центральной Азии, но и на территории России, ведь цель последних состоит в создании единого исламского Туркестана, границы которого будут доходить до территории Татарстана и Башкортостана. Все эти события будут сопровождаться усилением потока наркотиков на Запад, необходимым для финансирования боевых действий. Более отдаленным их последствием может стать разработка ядерного вооружения мусульманскими государствами в свете общего усиления влияния радикального ислама в мире.

Как заявил на встрече секретарей Совета безопасности государств-членов ШОС генеральный секретарь организации Дмитрий Мезенцев, мировое сообщество сходится в том, что проблема Афганистана не может быть решена без участия ШОС. Тем не менее, существующие механизмы сдерживания наркотрафика сегодня не дают должного эффекта, поэтому в рамках ШОС запланировано создание Центра реагирования на современные угрозы, который совместно с институтами ООН займется противодействием экстремизму и наркотрафику в регионе. Этот шаг, безусловно, правильный, однако пока неясно, когда будут разработаны конкретные механизмы системы безопасности, и организация сможет перейти от деклараций к непосредственной работе.

Сегодня политическим элитам России, Китая и стран Центральной Азии важно понять, что в нынешней ситуации, когда используемые силовые методы не дают результата, сотрудничество и интеграция в экономической сфере стала важна, как никогда. Решение проблемы распространения наркотиков и экстремизма, порождающих нестабильность, невозможно без применения экономических мер, на эффективную реализацию которых у большинства стран региона просто не хватает средств.

Местное население занято распространением наркотиков по причине отсутствия у них альтернативных источников заработка. Рубежи Кыргызстана находятся под охраной «полуголых» пограничников, без униформы и с одним патроном в кармане, не имеющих ни соответствующей экипировки, ни должной боевой подготовки для того чтобы дать должный отпор в случае атаки боевиков. Тем не менее, Ферганская долина имеет все шансы стать одним из очагов боевых действий в случае развертывания крупномасштабного вооруженного конфликта. Чему бы ни научили Кыргызстан события 1999 и 2010 годов, он по-прежнему не имеет должных механизмов, чтобы самостоятельно справиться с проблемой, не допустив разрастания конфликта на его территории.

Немаловажно вспомнить здесь недавнюю инициативу ФСКН по созданию Россией корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии, которая будет инвестировать средства в строительство ГЭС, высокотехнологичную сборку и птицеводство в центральноазиатских республиках. Реализация этого проекта позволит улучшить экономическую инфраструктуру региона и создать рабочие места, которые станут для местных жителей альтернативой участию в наркоторговле и наркотрафике.

В 2009 году я выступал со схожей инициативой в рамках своей предвыборной президентской программы. Уже тогда мной было предложено создание Евразийского Инвестиционного Банка на базе стран-участниц и наблюдателей ШОС. Такой шаг позволил бы реализовать на международном уровне крупные инвестиционные проекты, сгладив неровности в экономическом и социальном развитии государств региона. В свою очередь осуществление международного контроля всеми заинтересованными государствами обеспечило бы прозрачность и эффективность реализации этих проектов.

Стартовый капитал инициированной ФСКН корпорации составит 2 миллиарда рублей. Эта сумма может стать первоначальными инвестициями, но она явно недостаточна для решения вопроса, и останавливаться на этом было бы неправильно. Наиболее рационально рассматривать данные инвестиции как пилотный проект этой программы сроком на один год, и через указанное время на очередном саммите ШОС проанализировать, сколько рабочих мест было создано, сколько людей трудоустроено, к каким социальным слоям они относятся и насколько проект эффективен как средство противостояния наркотрафику и распространению экстремизма.

В случае позитивной динамики, реализация программы должна быть продолжена, а количество инвестиций должно быть соответственно увеличено. При этом, разумеется, для обеспечения эффективности расходования средств необходим жесткий контроль этого процесса. В противном случае коррумпированность местных чиновников может свести на нет все вложенные силы и средства.

Как эксперт в области наркологии, много лет занимающийся борьбой с наркотической проблемой на мировом уровне, я могу констатировать, что если мировое сообщество сегодня не сможет выработать механизмов для совместного противостояния наркопроизводству в Афганистане, в ближайшие годы весь мир ждут тяжелые потрясения.

В свое время, чтобы изучить позитивный опыт борьбы с наркоманией и наркобизнесом, я посетил более 45 стран мира, находящихся на пяти континентах, где я целенаправлено встречался с политиками, представителями правоохранительных органов, сотрудниками медицинских учреждений, наркомафией и наркозависимыми людьми.

Я пришел к неутешительному выводу: проблема наркопандемии во всех регионах мира стоит крайне остро, а в некоторых государствах является настоящим национальным бедствием. Поэтому предложение главы ФСКН РФ Виктора Иванова, которое он внес на рассмотрение компетентных органов стран-участниц ШОС, считаю прогрессивным и новым в борьбе с наркоманией и наркобизнесом на евразийском пространстве».

Поделиться