Принятый в третьем чтении Жогорку Кенешем проект закона «Об автомобильном транспорте» вызывает недовольство многих граждан Кыргызстана, и только от президентской подписи зависит станет ли он законом.
Непростой выбор предстоит очередной раз президенту Алмазбеку Атамбаеву. Он оказался между вердиктом парламента и интересами простых граждан, которые сегодня на пресс конференции обосновали свой взгляд на незаконность и неэффективность очередного парламентского законопроекта.
Ассоциация рынков, предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана, Бишкекский Деловой Клуб и Союз предпринимателей Кыргызстана направили совместное письмо президенту Кыргызской Республики, где обосновали неконституционную суть закона, нарушения в процедуре его принятия и негативные воздействия на общество в случае его подписания. Все эти вопросы были озвучены на встрече с журналистами.
Основные претензии, которые высказали представители бизнеса заключаются в следующем. В состав группы разработчиков первоначально входили только 7 депутатов парламента без представителей бизнес-сообществ. Их попытались включить в группу разработчиков задним числом и даже без ведома. Также была нарушена статья 47 Закона КР «О регламенте ЖК КР» статья 19 Закона КР «О нормативно правовых актах КР», по которым проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование предпринимательской деятельности, подлежат анализу регулятивного воздействия (АРВ). Процедура это проведена не была. Также была нарушена статься 2 Закона «Об оптимизации нормативно-правовой базы регулирования предпринимательской деятельности» предписывающая участие представителей бизнес сообщества на всех этапах прохождения закона в Жогорку Кенеше. Таким образом, президенту на подпись попадают законопроект, принятый с нарушением закона. В случае его подписания, совершенно естественным станет обращение граждан в Конституционную палату, если она когда-нибудь начнет нормально работать. Остается надеяться только на мудрость нашего президента.
Это все, так сказать, юридическая подоплека принятия Закона «Об автомобильном транспорте», а вот причину общественного недовольства удалось узнать из нескольких мини-интервью.
Президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана Сергей Понамарев
— Сергей Васильевич, Вы, фактически, общественный лидер противостояния закону, который пока не подписан. Ваши основные аргументы.
— Я, фактически, чиновник от бизнеса. Моя задача не заниматься макроэкономикой, а защищать интересы конкретных предпринимателей. Про юридические аспекты мы сказали в письме президенту. А вот экономическую и социальную составляющую обсудить следует. Закон затронет интересы приблизительно 25 тысяч человек, которые профессионально используют праворукие авто. Лишение их возможности законно работать приведет к потере заработка или уходу в тень. Ведь сегодня услуги такси — легальный бизнес, который платит налоги. Компании работают с профессионалами. При введении запрета может получиться «зеленая улица» для частного извоза, который обходится без налогов и укомплектован явно менее квалифицированными кадрами. Кто от этого выиграет? Не государство (по налогам), ни общество с точки зрения безопасности. Получается, что выгодно это кому-то другому. И еще один вопиющий пример. Закон обязывает каждого водителя проходить наркоконтроль перед выездом. А где в нашей стране столько наркологов, чтобы осмотреть перед работой 25 тысяч шоферов. Утопия? Нет, коррупция. Создается схема, по которой просто перед работой водители будут скидываться, и после этого с полным “правом” уходят в рейс. Вот два примера, по которым уже закон подписывать не стоит, ввиду его антинародности и экономической неэффективности. Надеюсь, что наш Президент все это понимает.
Исполняющий обязанности исполнительного директора Бишкекского Делового Клуба Айнура Чекирова
— БДК в данной ситуации явно нейтральная организация, поэтому особенно интересен ваш взгляд на сложившуюся ситуацию.
— К сожалению, приходится признавать, что в нашей стране по-прежнему действуют командно-административные нормы регулирования бизнеса. Хотя давно известно, что деловая активность эффективно регулируется только бизнес инструментами. Обсуждаемый законопроект как раз наглядное подтверждение такого подхода. В свое время так принимался закон о запрете казино. И что мы имеем сегодня? Ряд депутатов инициируют уже его отмену. А закон о туризме? И список можно продолжать. И разговоры о необходимости совершенствования бизнес среды остаются только разговорами.
Заместитель исполнительного директора Союза предпринимателей Кыргызстана Урмат Бектеналиев
— Что значит для бизнеса запрет на использование автомобилей с правым рулем?
— Для бизнеса это катастрофа. Мы все больше говорим о том, как это отразится на легализованном такси и частном извозе. Но давайте не забывать о том, что грузовики, эвакуаторы, и даже кареты «Скорой помощи» у нас праворульные. Закон тоже оставляет их вне деятельности. По нашим оценочным данным закон затрагивает интересы 25 тысяч водителей. А это серьезный аргумент в противостоянии общества и власти.
— Откуда взялась эта цифра?
— По данным городской службы дорожного движения сегодня в Бишкеке 52 тысячи автомобилей с правым рулем. Приблизительно половина из них так или иначе задействована в бизнесе. А с учетом семей, водители которых являются кормильцами, можно говорить о ста тысячах горожан заинтересованных в том, чтобы закон не был подписан. Мы еще не сказали о том, что кроме Бишкека, праворульные авто эксплуатируются по всей стране. Просто нет реальной информации из регионов, но машин там тоже немало.
Водитель с 30-летним стажем Владимир Бондарев
— Владимир, чисто с профессиональной точки зрения, насколько в наших условиях праворульные машины опаснее обычных?
— Я убежден, что не руль определяет опасность на дороге, а совершенно другие факторы. Прежде всего, профессионализм и дисциплина. Там, где водители соблюдают правила дорожного движения, не важно, с какой стороны руль. У нас, к сожалению, купленные права — это норма, и игнорирование ПДД тоже. Именно здесь решение проблемы безопасности. Дело не в руле. А тот, кто говорит, что неудобно обгонять, прав только отчасти. Можно техническим регламентом обязать пользоваться камерами, можно ввести запрет на посадку-высадку пассажиров со стороны проезжей части, обязать переустанавливать фары. Все это просто и безболезненно. Но видимо есть силы, которые заинтересованы в простом запрете.
В качестве резюме можно сказать следующее. Президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву прежде чем подписать Закон «Об автомобильном транспорте» необходимо тщательно взвесить ситуацию. На одной чаше весов Жогорку Кенеш, с уже принятым законопроектом, на другой чаше законность, которую придется обходить плюс аргументированное недовольство значительной части населения. Кто победит в этом случае…