Талибы vs Кыргызстан: проблема 2014

Автор -
560

«Афганская угроза» — эти слова вновь сегодня звучат в СНГ на всех уровнях после относительного 12-летнего затишья. Все это время беспокойными афганцами, с разной степенью успеха, занимались американцы, тогда как страны СНГ, в том числе граничащие с Афганистаном, выступали в роли бдительных статистов. Ситуация изменилась после объявленного США вывода в 2014-м году основной части воинского контингента — и в Центральной Азии сегодня тревожно гадают: на кого в первую очередь, и в какой степени, после ухода американцев обрушится гнев талибов?

В том же, что администрация Карзая повторит судьбу просоветского режима Наджибуллы и талибы уже к 2015 году возьмут власть в стране – никто, кажется, не сомневается.

Более других, естественно, нервничают силовики Таджикистана и Кыргызстана. По той простой причине, что именно эти страны, как известно, испытали наихудший опыт общения с афганскими моджахедами, либо с их центральноазиатскими союзниками из числа вооруженной исламской оппозиции: Таджикистан — в ходе гражданской войны, Кыргызстан — во время нападений боевиков ИДУ в 1999-2000 годах, проникших на юг страны транзитом через Таджикистан.

И именно эти два государства сегодня проявляют наибольшую активность по укреплению армии границы, а также общих мер безопасности – тем более, что оперативная ситуация, складывающаяся в эти майские дни на таджикско-афганской границе, подтверждает наихудшие опасения силовиков. В афганском Бадахшане, как передают СМИ, на границе с Таджикистаном, в афганском уезде Вардудж, сейчас отмечено скопление хорошо вооруженных групп. По данным таджикских спецслужб, в их составе около 200 боевиков из того самого хорошо знакомого Кыргызстану Исламского движения Туркестана (бывшее ИДУ).

Таджикские СМИ утверждают, что «уже сейчас отдельные территории Афганистана вновь переходят под контроль боевиков, которые планируют провокации в ближайшем будущем, направленные на дестабилизацию обстановки в центральноазиатских государствах».

Таджикские пограничники переведены на усиленный режим охраны границы. Помимо этого, в эти дни национальная армия проводит в таджикском приграничье, на бадахшанском направлении, масштабные учения. Они продлятся до 19 мая и официально названы «плановыми».

Вместе с тем, по информации местных наблюдателей, в регион прибыли дополнительные силы военных и подразделения других силовых структур. Независимые эксперты полагают, что учения вызваны именно сложной обстановкой на бадахшанском участке таджикско-афганской границы.

Очевидно, что помимо чисто военной составляющей, эти учения – демонстрация силы, своеобразный сигнал талибам и их центральноазиатским союзникам: «Вооруженной экспансии не допустим, равно как и экспорта радикального ислама, — взяв власть, занимайтесь внутриафганскими проблемами».

Своей, в этом смысле, демонстрацией в эти дни занимается и Кыргызстан. Накануне на юге страны прошли антитеррористические учения «Баткен- 2013», где было отработано взаимодействие всех силовых структур республики в случае возникновения террористических угроз. Как сообщила KNews член комитета по обороне и безопасности парламента Кыргызстана Ирина Карамушкина, в июне на юге пройдут еще одни масштабные учения Министерства обороны.

«Это говорит о том, что мы в полном масштабе стараемся быть готовы к отражению любых террористических акций», — сказала она. По ее словам вопрос возможного обострения ситуации в Центральной Азии после ухода американских войск из Афганистана стоит на особом контроле руководства страны.

«Эти риски просчитываются, им уделяется большое внимание. Усилено, в частности, внимание к путям проникновения в Кыргызстан наркотиков из Афганистана», — сказала депутат.

Таким образом, если Таджикистан укрепляет границу с Афганистаном, то Кыргызстан, в свою очередь, пытается защититься от таджикского направления возможного транзита боевиков. Глава Погранслужбы Кыргызстана Токон Мамытов сообщил в интервью KNews, что пограничные войска, Министерство внутренних дел и другие силовые структуры сегодня «проводят серию мероприятий по усилению границ от вторжения извне. Особое внимание уделяется границе с Таджикистаном».

Он признал, что «да, прорыв талибов через южные границы СНГ не исключен. Если ситуация выйдет из-под контроля, если вывод коалиционных войск пойдет не по плану, то это может произойти».

Вероятность обострения ситуации в регионе, экспансии террористов на юг Кыргызстана продолжает оставаться высокой, в том числе и потому, напомнил Токон Мамытов, что Ферганская долина – по-прежнему конфликтный регион с плохо очерченными государственными границами, с проблемами наркотрафика, с земельными и водными спорами.

«Здесь есть интересы и бывших политических сил, и криминалитета, и передела собственности наркобаронов. Но самое опасное – это наличие у границы афганских боевиков. Так сложилось географически, что стабильность в Афганистане напрямую связана со стабильностью в Таджикистане и всей Ферганской долине. И не исключено, что афганские боевики постараются использовать эту взаимосвязь в своих целях», — указал KNews глава кыргызстанской Погранслужбы.

Ирина Карамушкина называет еще одну точку уязвимости Кыргызстана — масштабную коррупцию.

«Сам по себе ее уровень может подтолкнуть террористические и экстремистские силы к проникновению в страну», – считает она. — Враг всегда ищет слабые стороны, а коррупция – это слабая сторона Кыргызстана. Продажность некоторых наших госслужащих, отвечающих за борьбу с наркотрафиком, за таможню, границу – общеизвестна. Это коррупция может стать лазейкой для террористов и экстремистов», — сказала Карамушкина, выразив, помимо прочего, особую озабоченность «тихим проникновением» на юг Кыргызстана граждан Таджикистана.

«Там уже давно существуют крупные поселения граждан Таджикистана, и речь идет даже не о десятках человек. Они покупают, и не всегда законно, дома наших граждан. Мы с вами, граждане Кыргызстана, можем продвинуться на территорию соседнего Казахстана или Узбекистана? Нам не позволят! Почему же им позволяют?» — вопрошает депутат.

В то же время, в большинстве звучащих сегодня в Центральной Азии комментариев по «проблеме 2014», чувствуется осторожный оптимизм. Этот оптимизм называется — «российский военный фактор». Формально в этих комментариях речь идет о потенциале ОДКБ, неформально – о российской военной силе.

«Все же мы члены ОДКБ, председательствующие в организации. А любое нападение извне на одного из членов организации согласно договору расценивается как нападение на всю организацию. Так что в случае чего нам помогут», — сказал в интервью KNews председатель Пограничной службы Кыргызстана Токон Мамытов.

Того же мнения, даже более определенного — «Россия нас не оставит» — придерживается Ирина Карамушкина. По ее словам, «в связи с афганской опасностью усиливается сейчас влияние России, усиливается и наше сотрудничество в области обороны и безопасности с Россией. Это наш давний партнер»

Очень скоро, 28 мая, члены ОДКБ соберутся на неформальный саммит в Бишкеке. Свое участие в нем подтвердил и российский президент Владимир Путин.

Без сомнения, «проблема 2014» будет главенствовать на переговорах в Бишкеке, и можно ожидать, что ОДКБ, то есть Россия, в кыргызстанской столице предложит союзникам внятный план действий. Пока что, судя по всему, его не имеет и сама Москва. Во всяком случае, накануне Владимир Путин потребовал конкретики в этой области от собственного Совета безопасности.

По сообщению российских СМИ, российский президент на днях попросил своих силовиков оперативно подготовить конкретные предложения по усилению безопасности на южных рубежах страны в связи с возможным осложнением ситуации в Афганистане.

«У нас должна быть четкая стратегия действий, которая бы учитывала разные варианты развития событий. Задача — надежно, при любых обстоятельствах, обеспечить интересы России. Нам нужно укрепить систему безопасности на южном стратегическом направлении, включая и военную составляющую», — заявил российский лидер.

Между тем, судя по последним новостям, обстановка на южных рубежах СНГ продолжает накаляться, и очередь теперь дошла до Туркменистана. Информационное агентство «Фергана» сегодня сообщило, что в афганском Фарьябе, приграничном с Туркменией, боевики Исламского движения Узбекистана попытались захватить водоресурс, который неофициально носит название «Туркестанский банк воды» и важен не только для Фарьяба, но и для соседнего Туркменистана, а также для Узбекистана.

Начальник полиции Фарьяба Набиджан Мулахель заявил Deutsche Welle, что небольшие отряды боевиков захватили несколько сел с пунктами местной самообороны. Тысячи местных жителей были вынуждены бежать из родных мест. Основная ударная сила нападавших – сказал Мулахель — иностранцы: чеченцы и узбеки, входящие в состав ИДУ, а также афганские таджики, туркмены и пуштуны, — говорится в сообщении агентства.

Поделиться