В Кыргызстане поделено, разворовано или продано уже, кажется, все… Все, что находится на поверхности. А вот богатства, лежащие под землей, пока еще по большому счету остаются нетронутыми, «ничьими». Этим и можно объяснить бесконечную череду разборок вокруг кыргызских недр, месторождений, инвесторов, лицензий…
Организаторы разборок всегда, разумеется, заявляют, что руководствуются исключительно национальными интересами Кыргызстана. Но в каждом из конфликтов без особого труда можно разглядеть чей-то сугубо частный (и далеко небескорыстный) интерес. И весьма мутные игры кыргызских чиновников и политиков. Бесконечно эти игрища продолжаться не могли, рано или поздно должен был грянуть грандиозный международный скандал. И вот – грянул…
Примите «поздравления», соотечественники – про нас в мире вновь пишут и говорят. Не в том, правда, ключе, в каком нам всем хотелось бы. Зарубежные СМИ и деловые круги пристально следят за ситуацией вокруг кыргызского месторождения редкоземельных элементов Кутессай-2. А точнее – за проблемами канадских инвесторов, которым уже второй год не дают это месторождение осваивать кыргызские власти.
Власть исполнительная ставит инвесторам палки в колёса с подачи власти законодательной – депутатов парламента. Те в свою очередь якобы реагируют на требования пресловутой общественности. Словом, ситуация знакомая до тошноты – знакомая, в том числе, и зарубежным инвесторам. Президент Алмазбек Атамбаев на своей предновогодней пресс-конференции, напомним, описал ее достаточно откровенно.
«Никто к нам не идет, – сказал глава Кыргызстана, – потому что открыто говорят: «Мы готовы вложить миллионы и миллиарды долларов, но в вашу страну вкладывать – себе дороже. Завтра ваши кыргызбаи или захватят, или сожгут, или отберут это предприятие или месторождение». За каждым выступлением против разработки месторождений стоит какой-то «богатенький Буратино». Начинаем разбираться, и выясняется, что какой-то выходец из этого села, который сидит в Бишкеке, хочет прибрать к рукам то, что кто-то разведал, нашел».
В случае с Кутессаем все, однако, оказалось гораздо сложнее, запутаннее – и масштабнее. Бишкекские «богатенькие Буратины» в этой истории тоже мелькают. Но из-за кулис в один прекрасный момент выглянули, похоже, главные игроки и кукловоды – китайцы.
Скандал грянул, когда заговорил Аластер Нейл – канадский эксперт в области редкоземельных металлов, всемирно известный, прямо таки горнорудный гуру. В интервью авторитетному интернет-порталу «ProEDGE WIRE» он поведал о весьма пикантном разговоре, который у него состоялся в конце прошлого года в Китае с главой редкоземельной компании, претендующей на кыргызское месторождение Кутессай-2 – то самое… Китаец, по словам Аластера Нейла, весьма уверенно ему заявил, что к середине, самое позднее – к третьему кварталу 2013 года месторождение будет отобрано у канадских инвесторов. И окажется в руках его компании. Откуда такая уверенность? Китаец, по словам Нейла, похвастался ему своими связями в кыргызском правительстве. И еще назвал денежную сумму, в которую ему обойдется завладение месторождением – полтора миллиона долларов.
По любопытному совпадению, события развиваются так, что именно в названные сроки может лишиться своей лицензии на разработку месторождения Кутессай-2, а также соседнего месторождения Калесай ОсОО «Кутисай Майнинг», являющееся дочерним предприятием канадской компании «Стэнс Энержи Корпорейшн». Впрочем, канадской ее можно назвать лишь по стране регистрации. Акционеры же компании (а их – около 10 тысяч) разбросаны по всей планете, включая далекую Австралию.
Итак, кто-то из кыргызских чиновников (кто именно – китаец канадцу, к сожалению, не сказал) обслуживает интересы китайской редкоземельной компании. За что должен получить (а, может, уже получил) полтора миллиона долларов. Кто же это может быть? Найти ответ на сей вопрос непросто. Уж слишком много действующих лиц поучаствовало в истории «наезда» на канадских инвесторов. Которую сами инвесторы уже уверенно называют не иначе, как «срежисированной атакой».
Начнем с тех действующих лиц, которые засветились наиболее откровенно – с депутатов. Все они, что примечательно, принадлежат к одной фракции, члены которой прошли в парламент под предвыборным слоганом «железный щит закона». Это, как вы уже догадались, фракция «Ар-Намыс».
Депутат Феликс Кулов, лидер фракции «Ар-Намыс» и одновременно лидер нынешнего коалиционного большинства в парламенте. К атаке на компанию «Кутисай Майнинг» подключился сравнительно недавно – видимо, в качестве «тяжелой артиллерии».
Депутат Кожобек Рыспаев, председатель парламентского комитета по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию – комитета, выступающего в качестве главной ударной силы.
Депутат Нуржан Бадыкеева, член вышеупомянутого комитета. Наиболее активный «центральный нападающий», атаку на «Кутисай Майнинг» начала одной из первых.
Впрочем, начать необходимо с предыстории битвы за месторождение Кутессай, тем более что в ней мы обнаружим весьма любопытные факты и имена.
Итак, Кеминский район Чуйской области, поселок Ак-Тюз. История у него – славная. В 30-е годы прошлого века советские геологи нашли здесь крупное месторождение свинца. Началась его добыча. Во время Великой Отечественной войны, к слову, одна треть всех пуль, выпущенных советской армией по врагу, была изготовлена на заводе им. Ленина из актюзского свинца. Когда запасы свинца иссякли, на этом же месте геологи обнаружили весьма крупные запасы редкоземельных элементов. Ак-Тюз вновь стал пунктом стратегического значения – 80 процентов всех редкоземельных элементов, которые разрабатывались в Советском Союзе, приходились на долю Кыргызстана.
И еще справочка. Всего в группе известных редкоземельных металлов – 17 элементов. Из них пять не используются вообще – применения им до сих пор не нашли. А девять, тяжелые элементы – иттрий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттерибий и лютеций – представляют, наоборот, большую ценность и используются в радиоэлектронике, приборостроении и атомной технике, Так вот, на месторождении Кутессай-2, расположенном вблизи поселка Ак-Тюз, есть все редкоземельные элементы, включая тяжелые.
После распада СССР актюзский рудник был, как водится, разграблен, оборудование распродано. Первым, кто в постсоветский период получил лицензию на разработку актюзского редкоземельного месторождения Кутессай-2 (и находящегося тут же месторождения Калесай с запасами бериллия), стало ОсОО «Централ Азия Металз». Что примечательно, учреждено оно было в том же 2006 году, когда получило и лицензию. И, похоже, ради этой лицензии, собственно, и создавалось.
Состав учредителей «Централ Азия Металз» был еще более примечателен. В момент получения лицензии 60 процентами этого ОсОО владело некое казахское товарищество с ограниченной ответственностью «Еркин К.». А 40 процентами – гражданка Кыргызстана Даригуль Баялинова, доводящаяся женой Абдысапару Баялинову – давнему другу и сопартийцу Феликса Кулова. На парламентских выборах, кстати, А. Баялинов числился в избирательном списке партии «Ар-Намыс» под весьма престижным номером 14.
К этому добавим, что лицензию на разработку Кутессая-2 и Калесая фирме «Централ Азия Металз» – как победителю конкурса – Госагентство по геологии и минеральным ресурсам выдало, подчиняясь распоряжению правительства от 1 ноября 2006 года. Которое подписал… тогдашний премьер Феликс Кулов.
Получив лицензию, фирма «Централ Азия Металх» выплатила за оба месторождения в виде бонуса (своего рода узаконенной дани) чуть больше 56 тысячи долларов. Для сравнения: аналогичные бонусы канадских инвесторов (когда впоследствии обладателем лицензии стала они) составили более полумиллиона долларов. Сравнение это вполне уместно, поскольку сегодня депутаты-арнамысовцы обвиняют инвесторов в том, что два месторождения они якобы получили незаконно, по коррупционным схемам и чуть ли не на халяву.
Впрочем, не будем забегать вперед. Получив право пользоваться недрами Кутессая-2, фирма «Централ Азия Металз» за три года практически ничего с этими недрами не сделала, разработка месторождения так и не началась. Все это время они якобы искали инвесторов. Возникает вопрос: зачем же тогда лицензию брать, если денег на разработку месторождения нет, — а на то, чтобы Кутессай-2 запустить, требуется, как минимум 300 миллионов долларов. По крайней мере, столько планируют вложить в месторождение канадцы, если, конечно, им работать дадут.
В чем фирма «Централ Азия Металз» проявила активность, так это в перераспределении долей и смене учредителей. В 2008 году ОсОО стало дробиться. В числе его учредителей теперь оказалось два гражданина Кыргызстана – 4 процентами стал владеть некто Мирлан Кабаев, а 12 процентами – Абдыканат Баялинов, сын Д. Баялиновой и друга Ф. Кулова А. Баялинова.
Кстати, уже третий год Абдыканат Баялинов работает помощником депутата фракции «Ар-Намыс» Нуржан Бадыкеевой. Той самой, что активнее всех атакует сейчас канадских инвесторов. Неужто это любопытнейшее обстоятельство – простое совпадение?
Но вернемся к новым совладельцам фирмы «Централ Азия Металз». Обладателем еще 24 ее процентов стало некое товарищество с ограниченной ответственностью «Алвик ЭКО», опять казахское. А контрольный пакет – 60 процентов, – выкупила китайская компания «Баотоу Хунбо». Та самая, которая вновь претендует сейчас на Кутессай-2. И почему-то уверена, что его получит.
Итак, уникальное редкоземельное месторождение, отданное по распоряжению Феликса Кулова весьма, скажем так, нечужим ему людям, оказалось в конце концов в руках китайцев. Но ненадолго. В октябре 2009 года (Феликс Шаршенбаевич, напомним, к тому времени уже третий год, как был не во власти) комиссия Госгеологоагентства по вопросам лицензирования недропользования решила лицензию у ОсОО «Централ Азия Металз» отобрать. За невыполнение условий лицензионного соглашения. Правительство, похоже, давно уже поняло, что толку от этой фирмы не будет, ибо еще годом раньше само начало вести переговоры с японскими компаниями, надеясь привлечь их на Кутессай-2. Правда, безрезультатно – никто не пришел.
И тут появились канадцы. Компания «Стэнс Энержи» работала в Кыргызстане уже три года – занималось разведкой урановых месторождений. И приглядывалась к редкоземельным месторождениям. К тому времени лицензия на разработку Кутессая оказалась в руках новоиспеченной компании «Кутисай Майнинг», все акции которой были переданы в доверительное управление небезызвестному Фонду развития КР. Отчего так произошло – тема отдельная. Но все 100 процентов акций компании, существовавшей только на бумаге, канадские инвесторы в декабре 2009 года купили на Кыргызской фондовой бирже (куда их выставил на торги Фонд развития), предложив самую высокую цену – свыше 37 миллионов сомов. Плюс заплатила, как уже говорилось, в казну государства еще полмиллиона долларов в виде бонуса.
Канадские инвесторы планировали начать добычу редкоземельных элементов к концу 2014 года – особенность редкоземельных месторождений состоит в том, что для каждого из них требуется разработать уникальную технологию разработки. В этом компании «Кутисай Майнинг» начал помогать ее ближайший партнер – бывший всесоюзный, а ныне всероссийский НИИ химических технологий (ВНИИХТ) – институт, который, собственно, и поднимал в свое время Ак-Тюз. Но путь инвесторов с самого начала не был усыпан розами. Грянула апрельская революция, за которой последовала чехарда в правительстве и в Госгеологии, в частности. Впрочем, постреволюционные форс-мажорные злоключения канадцев к теме напрямую не относятся. Атака на «Кутисай Майнинг» как таковая началась в июне 2012 года.
Начала ее упомянутая депутат фракции «Ар-Намыс» Нуржан Бадыкеева, тогда – член парламентского комитета по развитию отраслей народного хозяйства. Этот комитет ее инициативу подхватил и принял решение, ОБЯЗЫВАЮЩЕЕ Госгеологоагентсво аннулировать лицензию «Кутисай Майнинг» на разработку месторождения Кутессай-2. Тем самым комитет допустил большой прокол – ну нет у него полномочий вмешиваться в экономическую деятельность частных компаний и диктовать органам исполнительной власти, у кого какие лицензии отбирать. Потом, опомнившись, депутаты приняли другое решение – заменили слово «обязать» на «рекомендовать». Но Межрайонный суд Бишкека, куда обратились инвесторы, признал оба эти решения незаконными.
Выиграла компания «Кутисай Майнинг» и судебный процесс против Госгеологоагентства, приостановившего действие лицензии без всяких законных оснований. Казалось, все судебные тяжбы позади. Но тут на сцену вышли китайцы.
Свидетельствует Роберт Маккейм, исполнительный директор компании «Стэнс Энержи Корпорейшн» — головного предприятия «Кутисай Майнинг».
Весной 2013 года, рассказал он в интервью интернет-порталу «ProEDGE WIRE», представители китайской компании «Баотоу Хунбо» стали настойчиво искать с ним встречи. Встретиться предлагали в Китае, Маккейм отказался. Китайцы согласились провести встречу в Кыргызстане.
Предложили китайцы следующее – они входят в проект по разработке Кутессая-2, выкупив часть компании «Кутисай Майнинг». «На тот момент, — говорит Роберт Маккейм, — наша рыночная капитализация превышала 100 миллионов долларов, а эта группа намеревалась приобрести 60 процентов проекта за 6 миллионов долларов. Кроме того, что их предложение нелепо, предложенная ими структура противоречила законам Кыргызстана. Посчитав, что мы теряем свое время, мы завершили встречу. Вскоре после этого они направили нам письмо, в котором угрожали, что будут работать против нашей компании и наших интересов в Кыргызстане». Представители «Баотоу Хунбо», по словам Маккейма, также дали ему понять, что за ними стоит китайское правительство.
А до этого глава китайской компании господин Лю встретился, как уже говорилось, с экспертом Аластером Нейлом. По словам канадца, китайцы пытались использовать его связи на мировом рынке, дабы привлечь к разработке месторождения Кутессай-2 иностранного инвестора, которому они собирались продать не менее 51 процента проекта. Аластер Нейл удивился: ведь месторождение находится в чужих руках. Тогда-то, по его словам, и прозвучало откровение господина Лю о том, что «Баотоу Хунбо» скоро вернется на Кутессай.
Но китаец явно не учел то, что Аластер Нейл является официальным партнером канадской компании «Стэнс Энержи». И поэтому, когда пошла вторая волна «наезда» на «Кутисай Майнинг», молчать не стал. Дабы объяснить мировым деловым кругам подоплеку событий вокруг месторождения Кутессай.
А события эти развивались весьма логично. В январе 2013 года китайская компания «Баотоу Хунбо» стала 100-процентным владельцем ОсОО «Централ Азия Металз», выкупив оставшуюся часть долей – в том числе, у А. Баялинова, помощника депутата Н. Бадыкеевой, сына друга Ф. Кулова. Затем, в апреле глава «Баотоу Хунбо» обратился с письмом к премьер-министру Жанторо Сатыбалдиеву, в котором утверждал, что лицензию у «Централ Азия Металз» в 2009 году отобрали рейдерским путём и просил её вернуть.
Одновременно с этим подала голос депутат Нуржан Бадыкеева, вновь поднявшая в парламенте вопрос о лишении компании «Кутисай Майнинг» лицензии. При этом она ссылалась на обращение общественного объединения «Ак-Тюз Платинум» из Кеминского района. Очень, кстати, любопытное это объединение, весьма интересные в нём люди состоят, но об этом в другой раз… Парламент, однако, решение об аннулировании лицензии не поддержал, фракция СДПК так просто покинула заседание. И тогда Феликс Кулов ухватился за последнюю соломинку – собрал заседание совета возглавляемой им коалиции большинства. Там он, насколько известно, очень настойчиво уговаривал приглашенного главу Госгеологоагентсва И. Чунуева отобрать у «Кутисай Майнинг» лицензию. А когда тот отказался, совет коалиции принял решение. Весьма забавное в свете упомянутых выше судебных процессов, выигранных инвесторами. Правительству рекомендовалось в недельный срок лицензию аннулировать, а И. Чунуева – от должности освободить.
Наступление пошло по всем фронтам. Антикоррупционная служба ГКНБ в рамках уголовного дела в отношении бывшего главы Госгеологоагентсва У. Ташбаева расследует факт якобы незаконного продления лицензии компании «Кутисай Майнинг». А Генеральная прокуратура (она тоже давно уже проявляет живейший интерес к этой компании) обратилась в суд с иском к Госгеологоагентству, который, опять же, бьёт по компании «Кутисай Майнинг» — надзорный орган добивается признания незаконным получение компанией (тогда ещё не принадлежавшей канадам) лицензии в 2009 году. Свою проверку ведёт и созданная при Министерстве экономики КР межведомственная комиссия. Причем ведет в режиме секретности, не приглашая компанию «Кутисай Майнинг».
Больше всего, вне всяких сомнений, от всего этого выигрывают китайцы. Кыргызское же государство рискует нарваться на иск примерно в 300 миллионов долларов – канадские инвесторы уже официально предупредили правительство КР о своём намерении обратиться в международный арбитраж. Но самое интригующее во всей этой истории – интерес китайцев.
Китай сегодня является в мире почти монополистом в сфере добычи редкоземельных элементов – на его территории находится львиная доля редкоземельных месторождений. Это даёт Китаю возможность диктовать свои условия (даже политические) мировым державам, самым экономически развитым странам. Редкоземельные элементы не такие дорогие, как золото. Но без них остановятся целые отрасли промышленности. Не зря в мире началась паника, когда летом 2011 года Китай ограничил экспорт редкоземельных металлов со своей территории: самим, мол, нужно.
Одна из немногих стран, способная сломать эту монополию – Кыргызстан. А конкуренты Китаю не нужны. Что любопытно, западные СМИ расценивают битву за Кутессай как схватку Китая и… России. Поскольку канадские инвесторы тесно сотрудничают в разработке месторождения с россиянами. И, может, не случайно китайцы так рвутся в Ак-Тюз? Может, им выгодно, чтобы месторождение оставалось замороженным как можно дольше?
Вот какие игры мирового масштаба идут сегодня вокруг так называемых «редких земель». В которых Кыргызстан мог бы сыграть свою игру. Если бы не некоторые политики и чиновники, подыгрывающие китайцам…
Кто же все-таки, интересно, получил те полтора миллиона долларов?
Автор: Вадим НОЧЁВКИН
Источник: Газета «Дело №» за 15 мая 2013 г.