«Российское руководство пока не отыскало — намеренно или в силу необходимости — те мировоззренческие, культурологические, цивилизационные причины, которые могли бы убедить наши народы снова жить вместе», — считает российский эксперт, обозреватель газеты «Завтра» Денис Тукмаков.
Как заявил он в среду в интервью K-News, «нашей элите по-прежнему свойственны все «родовые травмы либерализма», заставляющие ее с восторгом глядеть на Запад и мыслить себя как, в той или иной степени, отпавшую часть «единственной» западной цивилизации, с которой нам якобы и нужно интегрироваться. При этом страны СНГ, особенно среднеазиатские республики, мыслятся ею лишь как поставщики дешевых трудовых ресурсов — но вовсе не как база для глубокой межнациональной интеграции».
«В то же время, как ни парадоксально, именно российская власть, больше чем какое-то иное руководство бывшей союзной республики, проводит реальное объединение в рамках Таможенного союза, сотрудничества по линии ОДКБ и ШОС, – сказал Тукмаков. – Но, увы, в последнее время этот процесс был фактически отдан на откуп либерально-ориентированным функционерам вроде Христенко (председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии – прим. ред.). Из-за чего, в том числе, периодически в этом процессе случаются эксцессы, особенно заметные в наших отношениях с Минском».
«Оттуда периодически доносятся жалобы на то, что московские либералы стремятся банально завладеть вкусными кусками белорусской собственности», — заметил российский эксперт.
По его оценке, в рамках ТС «до сих пор не выработан практический механизм объединения под единым центром, который, так или иначе, предполагает единоначалие — и очевидно именно московское единоначалие. Увы, Москва пока не смогла отыскать подходящие способы, с помощью которых можно было бы убедить другие постсоветские столицы отказаться от хотя бы части своей суверенной власти».
Вместе с тем, «я настроен оптимистично: есть целый ряд факторов, которые работают на объединение постсоветского пространства — даже если наши правящие элиты еще пока не осознают их. Среди этих факторов — одно вполне эмпирическое наблюдение: десятки народов, населяющих это пространство, продемонстрировали способность к историческому выживанию и процветанию именно в рамках добрососедских отношений с русским народом. Не с китайцами, турками, персами или арабами, не с поляками или немцами, а именно с русскими», — сказал Тукмаков.