Китайский полководец Сунь-Цзы когда-то выразил такую мысль: «Тот, кто умеет вести войну, снаряжение берет из своего государства, провиант же берет у противника. Поэтому у него и хватает пищи для солдат». Строго говоря, китайцы потому и побеждают, что умело используют советы древних в современной жизни, мастерски подгоняя их под современные реалии.
И Кыргызстан ощущает все это на себе в полной мере. В последнее время «китайский след» проявляется в нашей стране все отчетливее. Можно опустить пример с железной дорогой «Китай — Узбекистан», к которой слово «Кыргызстан» добавляют только у нас, и рассмотреть примеры двух канадских инвестиционных проектов, работающих в нашей стране – «Кумтора» и «Кутессай-II».
«Золотая лихорадка»
Вообще противостояние китайцев и канадцев на чужой территории уже имеет собственную, хоть пока и короткую историю. Есть в мире такая страна – Венесуэла. В тамошнем штате Боливар существует золотое месторождение «Лас-Кристинас» с запасами золота, по предварительным оценкам, 17 миллионов унций. С 1992 по 2008 годы лицензией на разработку золота этого месторождения владела канадская компания Crystallex International Corp. В мае 2008 года Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Венесуэлы прекратило ее действие, и в сентябре 2012 года тамошнее правительство передало лицензию на разработку «Лас-Кристинас» китайской компании China International Trust and Investment Corp. Канадцы оценили ущерб в 3,8 миллиарда долларов, и планировали взыскать эти деньги с правительства Венесуэлы через международный арбитраж. С тех пор, однако, неизвестно, чем там дело закончилось.
Активность Китая в «золотом» направлении объясняется просто: с 2007 года Китай по золотодобыче является безусловным лидером, опередив в этой сфере ЮАР. С 1896 года эта страна лидировала в золотодобыче, а теперь (по итогам 2012 года) находится на 5 месте. Канада, к слову, занимает в этой иерархии 7 место. Однако отраслевые эксперты отмечают, что скоро в Китае собственного золота не будет. Еще в 2010 году Всемирный совет по золоту – World Gold Council, – объявил, что существующие месторождения золота в Китае, из-за увеличения темпов добычи истощатся через шесть лет. Поэтому китайцы сейчас и занялись активной скупкой золотых месторождений по всему миру. Логика событий подсказывает им именно такой шаг.
Здесь у китайцев есть два главных преимущества: эффективные, с их точки зрения, технологии добычи и большие деньги. Второе им обеспечивает государственная China Investment Corporation. В ноябре прошлого года китайская горнорудная компания China National Gold Group заявила, что собирается участвовать в зарубежных сделках по покупке дополнительных месторождений золота. Об этом же сообщили официально и другие китайские «золотые игроки»: Shandong Gold, Zijing Mining и Zhaojin Mining. Золотые рудники китайцы сейчас скупают везде – от Австралии до Африки.
Главная цель этих сделок – обеспечить себе в будущем поставки золота по низким ценам. Президент China National Gold Group Сун Жаоксу в центральной партийной газете «Жэнминь Жибао» написал: «Увеличение золотого запаса должно стать одной из ключевых стратегий Китая независимо от того, требуется это для экономической безопасности государства или для ускорения интернационализации юаня».
Есть и другое обстоятельство. Сейчас в мире активно лоббируется идея нового возвращения к золоту, как мировой резервной валюте. Причем сторонниками этого выступают не экономические аналитики левого толка, и маргинальные политики, а вполне серьезные финансисты – Ротшильды. Понятно, что при переходе от доллара к золоту мировым лидером будет тот, у кого этого самого металла больше, поэтому причина столь резкой активизации Китая на рынке золота вполне объяснима и с этой стороны. Да, противники «золотого стандарта» смогли в середине апреля обрушить цену на золото сразу на 59 пунктов. Но тут уже вопрос – в том, насколько долго они смогут сопротивляться.
Так что, «Кумтор» неслучайно оказался в сфере интересов Китая. Во исполнение всех вышеперечисленных задач, ценность для Поднебесной представляет любой более-менее привлекательный актив. Вполне резонный вопрос: если у них получилось с «Лас-Кристинас», то почему не может получиться с «Кумтором»? Тем более, помощники для этой «операции» в самом Кыргызстане у Китая уже явно есть. Деньги на то, чтобы оплатить Кыргызстану возможные судебные издержки, тоже имеются. А после этого они могут спокойно забрать «Кумтор» — в счет компенсации. В проигрыше как всегда останется народ, чьими интересами прикрываются «национализаторы» и «денонсаторы» соглашения с Centerra Gold.
«Кутессай»: кому надо — залезай
Что же касается рынка редкоземельных металлов, то их поставок на долю Китая в мире приходится 95, а по другим данным – 97 %. Это – при том, что сама Поднебесная владеет менее чем одной третью глобальных резервов подобных металлов. Однако в прошлом году японская газета «Yomiuri» отметила, что уже к 2014 году Китай может стать одним из импортеров, потому что «редкая земля» нужна ему для собственной промышленности. К тому же Китай не позволяет экспортировать редкоземельные элементы в чистом виде, только — в готовой продукции, произведенной в самой Поднебесной.
В апреле прошлого года правительство КНР создало ассоциацию по производству редкоземельных металлов, в которую вошли 155 компаний, 13 из которых являются крупными корпорациями. Причем первые лица Китая уже в открытую заявляют о своих планах, поглотить всех мелких производителей в «редкоземельной» отрасли не только в своей стране, но и по всему миру. Одна из крупных корпораций, вошедшая в ассоциацию – Baotou Steel Rare Earth, которая базируется в автономном районе Внутренняя Монголия на севере Китая.
В конце апреля этого года в Кыргызстане стала достоянием гласности беседа на канадской ТВ-программе ProEDGE WIRE, в которой участвовали Роберт Маккей – президент канадской Stans Energie Corp., которая через свою дочернюю фирму «Кутисай Майнинг» разрабатывает в КР месторождение «Кутессай-II», а также эксперт по горнодобыче Аластар Нейл. В ходе беседы канадцы прямо назвали организаторами «активных мероприятий» против его компании эту самую Baotou Steel Rare Earth. Точнее, один из ее филиалов – Baotou HongBo Technology, которая с 2006 по 2009 годы уже владела 60 % акций ОсОО Central Asia Metals, имевшей тогда лицензию на «Кутессай-II».
В частности, Маккей сообщил: «Инициаторами происходящего являются отдельные члены парламентской фракции «Ар-Намыс». Теперь эта режиссированная атака сосредоточена на законности принадлежащей нам лицензии на недропользование месторождением Кутессай-II, приобретенной на открытом государственном аукционе в декабре 2009 года. В конце июня 2012 года. парламентский комитет Жогорку Кенеша под председательством депутата от фракции «Ар-Намыс» Нуржан Бадыкеевой незаконно дал указания Государственному агентству по геологии и минеральным ресурсам аннулировать наши лицензии на месторождения Кутессай-II и Калесай, а также выставить их на новый аукцион».
Заинтересованность депутатов от «Ар-Намыса» в том, чтобы отобрать у Stans Energie Corp. лицензию на «Кутессай-II» отмечают не только канадцы, но и местные наблюдатели. Несмотря на то, что все суды инвесторы выиграли, Бадыкеева и ее однопартийцы продолжают настаивать на том, чтобы у компании «Кутисай Майнинг» отобрали лицензию. У этой настойчивости есть, как минимум, две версии. Во-первых, не исключено, что деньги с китайцев «ключевые фигуры нападения» во фракции «Ар-Намыс» уже получили. Во-вторых, возможно, что Бадыкееву и прочих заверили: «Не волнуйтесь, стоит только отнять у канадцев лицензию, и мы вас потом не обидим».
Также нет гарантии, что получив «Кутессай-II» в пользование, китайцы тут же начнут его разрабатывать. Характерный пример – медное месторождение «Айнак» в Афганистане, которое китайцы выкупили в 2007 году, но никаких работ там не происходит до сих пор. А значит, речь идет о консервации подобных месторождений – на всякий случай. Чтобы потом, когда цветных и редкоземельных металлов не останется у других стран, начать их разрабатывать, и потом полностью диктовать свои правила игры.
…Вряд ли кто-то из инициаторов атак на «Кумтор» и «Кутессай-II» догадывается, какие риски здесь возможны. Канада – государство, входящее в Британское Содружество. Поэтому очевидно, что главой этого государства является британская королева. Политические и экономические возможности этой страны весьма огромны. Например, они с помощью своей метрополии – Британии – могут «попросить» мировое сообщество урезать Кыргызстану финансовую помощь, с которой наши местные элиты неплохо «кормятся». А то и вовсе свести ее до нуля. И мировое сообщество пойдет им навстречу.
На что тогда элиты Кыргызстана будут покупать себе особняки и «Лексусы»? Россия таких денег дать не сможет, а если и даст – обязательно потребует отчет по каждой копейке. А во-вторых, канадцам вполне по силам устроить так, что Кыргызстан станет изгоем в глазах мирового сообщества. Это они сейчас ведут себя по отношению к нашей стране как-то «по-вегетариански». Но кто поручится, что так будет всегда? Потому что канадцы еще не демонстрировали Кыргызстану всех своих возможностей. Вот о чем стоило бы подумать нашим элитам, если они действительно пекутся об интересах народа.
Автор: Тамерлан Алтамышев
Источник: газета «Фабула». № 35, 14 мая 2013 года, стр. 10