В ближайшее время авто владельцы Кыргызстана могут вновь столкнуться с нормой обязательного прохождения технического осмотра транспорта. Вероятность этого сегодня K-News подтвердили в УДПС ГУВД Бишкека. По словам заместителя начальника дорожной службы столицы Эрлана Атантаева, в данный момент они ожидают постановления правительства на этот счет. «Мы пока не знаем точных сроков введения обязательного технического осмотра, не установлены пока и новые расценки процедуры. Но мы готовы хоть завтра приступить к техосмотрам, вся техническая база у нас есть», — заверил Эрлан Атантаев.
С идеей возврата обязательного техосмотра, недавно в парламенте выступил премьер-министр Жантаро Сатыбалдиев. Он отметил, что неудовлетворительное состояние транспорта стало причиной роста аварийности.
«В прошлые годы приняли очень либеральные законы в органах ГАИ, например, были отменены техосмотры. Это тоже влияет на ситуацию на дорогах. Мы хотим вернуть техосмотры», — заявил премьер-министр.
Законопроект об отмене обязательного технического осмотра автомашин был подписан в марте прошлого года. Согласно документу, техосмотру подлежат теперь только такси и машины для перевозки грузов, в том числе опасных.
В дорожно-патрульной службой подтвердили, что в Бишкеке наблюдается резкий рост аварийности на дорогах. Только с начала этого года в столице зарегистрировано 764 аварии, в которых погиб 71 человек и 961 получили увечья. По сравнению с прошлым годом цифры увеличились вдвое. Инспекторы ДПС видят несколько причин роста: общее увеличение количества автотранспорта (на сегодняшний день только в Бишкеке зарегистрировано свыше 180 тысяч автомобилей), и его изношенность.
«Точной статистики по авариям, произошедшим из-за плохого состояния транспорта, у нас нет. Но недавно мы провели рейд по маршруткам Бишкека — из 1 тысячи 144 проверенных маршруток, 356 технически неисправны, 166 несут угрозу дорожному движению и здоровью людей», — сказал Эрлан Атантаев.
Маршрутные такси обязаны проходить техосмотр дважды в год. Стоит заметить, что проходят они на базах техосмотра ДПС республики и города. Выходит, либо машины ломаются очень быстро, либо контроль ведется что называется «для галочки».
Частные авто владельцы, год прожившие без техосмотра и лишних проблем, откровенно недовольны инициативой премьер-министра.
«Я 30 лет за рулем. Всегда сам слежу за состоянием автомобиля. Думаю, что надо быть дураком, чтобы ездить на разбитой машине. Техосмотр, последние лет десять, я все равно проходил за деньги. Это невозможно стоять целый день в очереди, легче подойти к знакомому инспектору и дать от 300 до 500 сомов. Даже капот открывать не будет, сразу поставит штамп», — рассказывает Аман Бекболотов.
По его мнению, сотрудники ДПС возвращают себе утерянную на целый год «кормушку». Даже при минимальной ставке в 100 сомов, за «легкое» прохождение техосмотра, с бишкекских автомобилистов можно заполучить до 18 миллионов сомов.
Еще один неприятный сюрприз для водителей – запрет на эксплуатацию в Кыргызстане праворульных автомобилей. Изначально, парламентарии рассчитывал и вовсе запретить ввоз таких авто в Кыргызстан, но выяснилось, что республика не имеет права ограничивать ввоз, так как является членом ВТО. Парламентарии остановились на запрете коммерческой эксплуатации праворульных автомобилей.
В ответ на это, вчера в Бишкеке прошла акция «праворульных водителей». Более 30-ти машин собралось 22 мая на площади перед кинотеатром «Ала-Тоо» для того, чтобы подписать петицию на имя президента. Цель акции — «Посигналь президенту» — не дать главе государства подписать закон о запрете на использование праворульного транспорта.
Реакция властей не заставила себя ждать – организаторов акции вызвали в Первомайское РОВД, где сообщили, что против них может быть возбуждено административное дело.
«Нам сообщили о поступившем заявлении от местных жителей. В этом заявлении они жалуются на нарушение общественного порядка», — сообщила одна из организаторов акции Камила Мурзаева.
Тем временем, некоторые из водителей склонны думать, что возвращение обязательного технического осмотра и запрет правого руля – две взаимосвязанные вещи.
«Они введут техосмотр, пересчитают сколько нас количественно по всей стране, и все – запретят, выдумают, что правый руль опасен, или норму введут, чтобы праворульные не проходили тех осмотр», — говорит водитель Александр Григоренко
У ДПС Кыргызстана – свои аргументы. По данным ведомства, за прошлый год в республике произошло 5 тысяч 804 дорожно-транспортных происшествий. Погибли 1 тысяча 69 человек, получили травмы и увечья 8 тысяч 510 человек.
Зарегистрировано 1 тысяча 24 ДТП с участием праворульного транспорта. Погибли 180, получили ранения 1 тысяча 684 человека. По вине водителей праворульных авто зарегистрировано 736 аварий, в которых погибло 128 и ранен 1231 человек.
В свою очередь, экспертное сообщество бьет тревогу. У этой ситуации, по мнению экспертов, есть и вторая сторона – занятость людей. По различным данным, в стране — свыше 25 тысяч «праворуких» авто владельцев, которые используют свои машины в качестве перевозки людей и грузов. Куда девать их? Оставлять без средств к существованию?
«К сожалению, приходится признавать, что в нашей стране по-прежнему действуют командно-административные нормы регулирования бизнеса, – заявила журналистам исполняющий обязанности исполнительного директора Бишкекского Делового Клуба Айнура Чекирова, – Хотя давно известно, что деловая активность эффективно регулируется только бизнес-инструментами. Обсуждаемый законопроект как раз наглядное подтверждение такого подхода»
« В свое время, –– напомнила она, –– в стране точно также принимался закон о запрете казино. И что мы имеем сегодня? Ряд депутатов инициируют уже его отмену. А закон о туризме? И список можно продолжать. И разговоры о необходимости совершенствования бизнес среды остаются только разговорами».