Сотрудничество Жогорку Кенеша с парламентами других стран в последние два года – более чем динамично. За это время, парламент выстроил крепкие связи с коллегами из, более чем, двух десятков стран. В этом только году кыргызстанские парламентарии побывают в 16 странах. ЖК, в свою очередь, пригласил в страну главу Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентину Матвиенко, спикера Государственной Думы Федерального собрания РФ Сергея Нарышкина, председателя Волеси Джирга Национальной Ассамблеи Афганистана Абдул Рауф Ибрагими, председателя Верховной Рады Украины Вдамира Рыбака, главу Милли Меджлиса Азербайджана Октая Асадова и спикера Палаты представителей парламента Таджикистана Шукурджона Зухурова. Также состоится визит депутатов Монголии, визит спикера Национального Собрания Венгрии Ласло Ковера и спикера Сената парламента Казахстана Кайрата Мами.
В интервью K—News депутат Жогорку Кенеша, более 2 лет возглавлявший Комитет по международным делам, Алмазбек Баатырбеков рассказал об отношениях отечественного парламента с законодательными органами других стран.
Алмазбек Баатырбекович, как Вы оцените уровень сотрудничества Жогорку Кенеша с парламентами других стран?
Прошлые созывы Жогорку Кенеша имели опыт сотрудничества с другими законодательными органами в рамках участия в межпарламентской ассамблеи СНГ, парламентской ассамблеи тюркоязычных стран. Нынешний созыв продолжил и расширил сотрудничество с коллегами из этих государств. На сегодняшний день мы являемся партнерами по демократии с Конгрессом США, кроме этого, в парламентскую ассамблею Совета Европы подана заявка на партнерство по демократии. Мы сотрудничаем в рамках парламентской ассамблеи ОБСЕ, ОДКБ, по линии ЕврАзЭС. С парламентом Турции на уровне комитетов по международным делам создана комиссия, которая проводит заседания 2 раза в год в Кыргызстане и Турции. У нас также есть комиссия с Государственной Думой, с казахстанским Мажилисом.
Какие значимые договоренности достигались в результате такого сотрудничества?
В начале месяца мы провели встречу с депутатами Сената Казахстана, в рамках которой обсудили проблемные моменты, такие как запрет экспорта мясомолочных продуктов в соседнюю страну. Сенатом были приглашены все структурные подразделения госорганов Казахстана. С их стороны были подняты вопросы о безопасности туристов, об упрощение проездов на кыргызско-казахской границе.
В профильных комиссиях межпарламентской ассамблее СНГ обсуждаются модельные законопроекты, которые позже дорабатываются с учетом интересов государства, внутренней экономической ситуации страны. Тем самым гармонизируется законодательство стран, входящих в ассамблею СНГ.
На заседаниях межпарламентской ассамблеи СНГ вы поднимали острые вопросы, например, связанные с экстрадицией из Беларуси экс-президента страны Курманбека Бакиева?
Да, этот вопрос поднимается депутатами на комиссиях. И кулуарно и официально обсуждается. Обычно депутаты парламента Беларуси дипломатично отвечают, что озвучат нашу просьбу коллегам, рассмотрят. Но пока результатов нет
А какова позиция самих депутатов Беларуси?
Они говорят, что не против экстрадиции Курманбека Бакиева. Но также заявляют, что не компетентны решать такие вопросы. Можно сказать, дипломатично уходят от ответа.
Недавно в парламенте бурно обсуждались заявления депутата Госдумы Владимира Жириновского. От российского законодательного органа была какая-либо реакция?
Во-первых, надо рассмотреть в контексте, что собой представляет депутат Госдумы Владимир Жириновский. Это человек, который на «таких» заявлениях набирает себе очки. Во-вторых, во всех СМИ была неправильная интерпретация объявления Жириновского персоной нон грата. В принятом постановлении Жогорку Кенеша четко написано: рассмотреть МИДу вопрос об объявлении Жириновского нежелательным лицом для въезда в КР. Как бы, объявляя его персоной нон грата, мы его статус увеличиваем. Персонами нон- грата объявляют дипломатов, которые замешаны в неблаговидных делах, в шпионаже, в госизмене. А Жириновский — это нежелательное лицо для посещения кыргызского государства. В его словах о том, что он одним заявлением больше сделал для Кыргызстана в сфере увеличения туристов, чем все туроператоры, с одной стороны есть доля правды. Но его заявления не красят его. Реакция парламента в отношении них была правильная.
Многие Ваши коллеги опасались того, что такие действия могут негативно повлиять на отношения с Госдумой. А вы как думаете по этому поводу?
Это заявление рядового депутата Госдумы, а не заявление всей Думы. Интересы Государственной думы и одного его члена – это не интересы всей Госдумы. Я думаю, наши депутаты при встрече с российскими коллегами в рамках заседаний ассамблеи СНГ и других международных мероприятий обсудят этот вопрос.
Что дает сотрудничество Кыргызстана с Конгрессом США? Как складываются отношения между парламентариями?
Во-первых, Конгресс имеет большой исторический опыт по сравнению с нашим Жогорку Кенешем. Участие наших депутатов на заседаниях Конгресса, а также в комиссиях по демократии имеет свои плюсы, ведь конгрессмены делятся своим опытом, и мы перенимаем от них много хорошего и полезного для деятельности парламента. К примеру, то, что именное обсуждение депутатов автоматически сразу вывешивается на сайте ЖК.
Также, в Конгрессе существует целый институт по изучению поступаемых законопроектов. Мы тоже хотим перенять этот опыт, но сейчас у нас таких денег нет. Жогорку Кенеш ищет возможности для открытия аналогичного института.
В целом, каждые переговоры, каждые встречи с конгрессменами и депутатами парламентов других государств дают свои плюсы работе Жогорку Кенеша.
С конгрессменами проводилось обсуждение по вопросу прекращения дела в отношении Максима Бакиева?
В Конгресс США официальных обращений по делу Максима Бакиева со стороны Жогорку Кенеша еще не было. Министр иностранных дел встречался с послом США, она в свою очередь обещала подготовить соответствующие ответы. Парламент будет держать на контроле этот вопрос. Если ответы, которые будут представлены послом, вызовут сомнения, мы будем ставить вопрос перед Конгрессом США.
А как складываются отношения с Вашими коллегами с соседних республик?
Мы должны делать основной упор на сотрудничество с соседними государствами. С Казахстаном мы сотрудничаем. С Узбекистаном отношения развиваются, но туговато. С Таджикистаном сотрудничество начало идти в хорошем направлении. Делегация Великого Собрания Китая побывала в этом году в Кыргызстане, представители двух фракций Жогорку Кенеша также посетили Китай.
А в целом, с какими парламентами сложились наиболее теплые отношения?
У нас теплые отношения со всеми парламентами, с которыми мы сотрудничаем. Да, иногда между нами возникают неудобные вопросы. Но соответственно мы стараемся решить их. Объявление нежелательным лицом для въезда в Кыргызстан Киммо Кильюнена вызвало очень много вопросов, как в Европарламенте, так и в американском Конгрессе. Мы разъяснили свою позицию, согласились они с нами или нет, это уже другой вопрос. Самые теплые отношения у нас сложились с парламентами стран СНГ, потому что раньше мы все были одним государством.