Правительство Кыргызстана намерено просить парламент продлить сроки проведения переговоров с Centerra Gold, сообщил сегодня журналистам премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев. Трех месяцев для решения такого серьезного вопроса недостаточно, — сказал премьер. В качестве примера он привел депутатскую и государственную комиссию, которые работали по Кумтору 6 и 8 месяцев. «И при этом у них не было таких серьезных, авторитетных оппонентов», — заметил он.
Правительство, как известно, должно было отчитаться по переговорам с канадцами 23 мая, но не отчиталось. Требования Кыргызстана к компании остались неизменны – отмена льготного налогового режима, повышение сумм компенсаций за экологический ущерб, а также увеличение числа представителей республики в Совете директоров компании.
Кылычбек Шакиров, зампредседателя правления ОАО «Кыргызалтын», отвечающий за взаимодействие с иностранными консультантами на переговорах, комментирует ситуацию K-News.
Правительство просит дополнительное время. Это означает, что переговоры зашли в тупик, или дело движется к компромиссу, и отсюда затяжка переговоров?
Да, парламент в феврале поручил провести переговоры в трехмесячный срок. Но скоро стало понятно, что три месяца для принятия решения по такому стратегическому для страны вопросу – это несерьезно. Адекватное решение может быть принято только при тщательном рассмотрении вопроса. Тщательное рассмотрение требует времени. Кроме того, затянулся поиск иностранных консультантов. С DLA Piper договор был заключен 7-8 апреля, финансовый консультант, PricewaterhouseCoopers, был нанят 2 мая. Увы, многие компании нам отказывали, ссылаясь на политические риски.
О каких рисках идет речь?
Компании-кандидаты просили нас выслать текст задания, постановление ЖК, и, увидев сроки, многие нам отказывали. Вдобавок, решение парламента они воспринимали так, что вопрос будто бы уже решен, а установленный трехмесячный срок — это так, для проформы. Надеюсь, парламент адекватно воспримет нашу просьбу продлить время переговоров.
Премьер-министр Сатыбалдиев сказал, что некоторые итоги их будут представлены парламенту в конце мая. Что имеется в виду?
В конце мая будет представлен отчет о предварительных итогах переговоров. Объем работы был сделан. Сейчас мы знаем основные риски, которые существуют, сильные и слабые позиции сторон.
Возможно ли вести переговоры, не отталкиваясь от политических, искусственных сроков в «три месяца», «четыре месяца»? При этом, не останавливая работы рудника.
Как я уже говорил, идет аргументированный обмен мнениями. Он потребует времени. Но слишком затягивать переговоры – это тоже не в интересах Кыргызстана.
Каков, на Ваш взгляд, здесь оптимальный срок?
Я думаю, до октября-ноября. Это мое лично мнение. И мнение экспертов, финансовых консультантов PricewaterhouseCoopers. Лидер этой группы – она является специалистом по конфликтным ситуациям – тоже исходит из того, что спешить сейчас не в интересах Кыргызстана. Надо признать, что Centerra Gold на данный момент лучше готова, чем кыргызстанская сторона. Она владеет информацией, владеет ситуацией.
Позиции переговорщиков не изменились?
Нет. Centerra Gold по-прежнему не намерена менять генеральное соглашение 2009 года, но они настроены на конструктивный диалог. И сделали нам предложение, которое мы сейчас детально изучаем. Не могу, естественно, называть детали, но мы серьезно его изучаем, рассчитываем наши риски, оценку наших активов на 10 лет вперед. И готовим альтернативное предложение. Должна быть альтернатива.
Много говорится о сверхполитизированности ситуации вокруг Кумтора. Вам уютно работать в этом градусе?
Неуютно. Очень тяжело. Это вопрос не просто экономико-финансовый, но мы должны учитывать и политические факторы. Но я не политик, я финансист. Мы хотим произвести справедливую оценку, и не только для нас, но и для других акционеров.
Вы, как участник переговоров, чувствуете на себе влияние каких-то политических сил?
Напрямую – нет, косвенно – да. Вопрос — на пике общественного внимания, о нем много говорят, пишут в СМИ. Года через три могут сказать нам: «Вы заключили не то соглашение». Это большой груз ответственности, которую, кстати, никто не хочет брать на себя. Но мы работаем, ведем поиск решения, на цифрах и фактах. Стороны заинтересованы в достижении точки равновесия. При этом, конечно, остается возможность того, что кто-то обратится в международный арбитраж.
Вы знаете, что многие говорят о катастрофичности такого развития событий для Кыргызстана. В случае проигрыша стране грозят миллиардные иски, арест собственности за рубежом.
Могу сказать только, что да, у Центерры очень сильные юридические стороны, но слабая — коммерческая сторона. Гора-то у нас! Она-то находится здесь. Это физическое золото. Поэтому обеим сторонам надо вести себя рационально, находить точку равновесия Нэша, нобелевского лауреата, который, кстати, недавно приезжал в Бишкек, читал здесь лекции.