Там, где незащищен взрослый, ребенок будет всегда уязвим — Нурбек Токтакунов

Автор -
401

    Правозащитник и основатель партнерской группы «Прецедент» Нурбек Токтакунов в преддверии праздника Дня защиты детей рассказал KNews о том, защищает ли закон детей в Кыргызстане.

    Скоро мы будем отмечать долгожданный для всех детей страны праздник «День защиты детей». Хотелось бы узнать Ваше мнение, насколько права детей в Кыргызстане защищены? Судя по последним публикациям в СМИ, преступлений в отношений детей становится все больше. О чем это говорит?

    К сожалению, ситуация в нашей стране складывается таким образом, что преступники не боятся совершать преступления. Они не чувствуют того, что их в любом случае поймают и накажут. Это последствия плохой работы правоохранительных органов.

    Юридическую деятельность я начал с 2001 года, а до этого 5 лет работал следователем.  И из своей практики могу сказать, что милиция работает не оперативно, и это касается не только преступлений в отношении детей. Если педофилы и убийцы детей и несут наказание, то в большинстве случаев это потому, что они попадаются случайно.

    Может быть, ситуация была такой и раньше, просто цифры замалчивались?

    Да, так и было. Раньше это так не освещалось. Сейчас СМИ имеют больший доступ к информации. В прошлые года ситуация была такой же, столько же изнасилований, столько же преступлений в отношении детей, просто тогда этому не было уделено столько внимания.

    Вопрос об ужесточении наказания для педофилов поднимался неоднократно. Сейчас, как Вы знаете, рассматривается вопрос о введении химической кастрации. Парламентарии не спешат принимать изменения, ссылаясь на то, что это будет негуманно и к тому же затратно для госбюджета. Что Вы думаете по этому поводу?

    Я согласен, что это будет ущербно для бюджета. Потому что никакой пользы это не принесет. От введения химической кастрации педофилов меньше не станет. Может быть, это какая-то спланированная акция, сделать акцент на том, что, мол, депутаты такие бесчеловечные и не хотят бороться с педофилами. На самом же деле нужно, чтобы преступники наказывались по уже прописанным законам, потому что законом у нас предусмотрены большие сроки наказания вплоть до пожизненного. Важнее чем ужесточение наказания, неотвратимость наказания, а неотвратимость обеспечивается слаженными и оперативными действиями милиции.

    Когда ловят педофила, все ужасаются и думают, что пожизненного срока недостаточно для такого преступления. Но нужно задуматься о том, сколько еще таких гуляет на свободе. И их не ищут, их не наказывают по закону.

    Правосудие над насильниками в нашей стране вершат сами заключенные, а не госорганы. Как Вы считаете, какое наказание было бы справедливым для насильников и убийц детей?

    Как простой человек с эмоциями, я бы посчитал, что и смерть для таких преступников  — не такое суровое наказание. Но если смотреть с точки зрения закона, то в Уголовном кодексе Кыргызстана нет суровее приговора, чем пожизненный срок. Это все, чем можно наказать педофилов и убийц несовершеннолетних.

    По закону их осуждают от 15 лет до пожизненного срока. Разве этого мало? Я считаю, это вполне справедливое наказание. Даже 15 лет такой жизни никому не пожелаешь. Просто преступники должны бояться не суровости наказания, а того, что их обязательно рано или поздно поймают и им придется понести наказание.

    Недавно депутаты подняли вопрос о том, что нужен отдельный детский омбудсмен. Как Вы считаете, нужны ли в правительстве такие люди?

    Давайте введем детского омбудсмена, омбудсмена для пенсионеров, еще какого-нибудь омбудсмена. Толку от этого не прибавится. У нас есть один омбудсмен и целый аппарат при нем, который просто должен нормально выполнять свои обязанности.

    Все то, что дети-сироты и инвалиды получают от государства, в большей степени не доходит до самих детей. Помощь им осуществляется в основном НПО и отдельными частными лицами. Но этой помощи не всегда бывает достаточно. Детские дома на окраинах областей так и остаются без внимания. Как можно изменить эту ситуацию?

    В месяц на обеспечение одного ребенка в детском доме выделяется около 11 тыс. сомов. Этого более чем достаточно, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но, как всегда, проблема в том, что пока эти средства доходят до самого ребенка, остаются копейки. Все деньги уходят на содержание самих детских домов и на их ремонт. Средства на ремонт – самый распространенный вид кормушки для коррупционеров, потому что там очень просто вписать сумму больше, чем было на самом деле потрачено на ремонт детского дома.

    Сейчас многие занимаются благотворительностью. Это конечно, хорошо, люди пытаются помочь обездоленным детям, но на самом деле они оказывают им медвежью услугу. Средства от благотворительных сборов помогают коррупционерам воровать из бюджета. Самый эффективный способ помочь детям из детских домов – заняться мониторингом движения государственных средств. Отследить, куда тратятся деньги, выделенные на содержание детей, вполне реально, просто это очень трудоемкий процесс. Нужно просто этим заняться, но пока мало специалистов, умеющих мониторить бюджет.

    Многие ребята из детских домов не знают своих прав, из-за этого и отстаивать они их не могут. Как же им защитить себя?

    У них есть такие же права, как и у всех людей. Просто ввиду того, что они еще несовершеннолетние, есть небольшие ограничения, как и у других несовершеннолетних детей. Есть закон о том, что если у воспитанника детского дома есть жилье, доставшееся в наследство, то государство должно сохранять его до того момента, как ребенок не станет совершеннолетним и не будет в праве распоряжаться им. У нас же, само государство наживается на детях. Пока ребенок воспитывается в детском доме, его жилье продают. А когда приходит время покидать этот детский дом, ему просто некуда податься. Были случаи, когда мы пытались судиться с госорганами и отставать права выпускников детских домов на их же жилье, но эти попытки, к сожалению, были бесполезными. Государство просто не хочет признавать свои ошибки.

    Права у детей есть, просто нужно, чтобы они их знали, а этим должны заниматься органы социальной опеки, отделы по защите прав ребенка и другие госорганы, в обязанности которых это и входит. Эти дети страдают от их неэффективной работы.

    Кто должен защищать детей в нашей стране?

    Детей должны защищать мы, взрослые. А как их защищать, если мы сами не защищены своим же государством? Там, где не защищен взрослый, ребенок будет всегда уязвим. 

    Поделитесь новостью