Праворульная правота или правовая пролонгация

Автор -

Политически мудрая позиция президента Кыргызстана по этому вопросу вызвала бурю позитива среди многих водителей, однако решение вопроса все равно потребует решительных действий. В ситуации, в которой оказался Алмазбек Атамбаев, он, кажется, принял единственное правильное решение, которое позволило уравновесить противоборство мнений депутатского корпуса и значительной части, преимущественно, мужского населения. В ситуации, когда страна была взбудоражена событиями в Джеты-Огузе и Джалал-Абаде, отложить большой для многих вопрос, бесспорно, самое мудрое решение. Однако…

Президентские обоснования

Президентские возражения от 4 июня основаны на здравом смысле. Праворульные автомобили при движении в правостороннем трафике имеют неудобства, как при обгоне, так и при посадке-высадке пассажиров. С другой стороны, на вторичном рынке при равенстве цен, мы имеем огромные преимущества праворульного транспорта по году выпуска, соответственно меньшему износу, а также пассивной и активной безопасности. Президент не стал принимать чисто политическое решение, а в данном случае основывался на экономических последствиях такого шага. Пострадают люди, для которых автомобиль – средство заработка, а таковых по некоторым оценкам в стране 25 тысяч. С другой стороны нельзя игнорировать и мнение других участников дорожного движения, которые недовольны соседством с «неправильным» расположением руля. Действительно, насколько такие автомобили опаснее.

Реальные исследования и подтасовка фактов

На сколько опасны авто с «нетрадиционной ориентацией руля» лучше всего проследить по российским злоключениям японских автомобилей. За годы независимости, а особенно в новом веке, не один раз заявлялось, что подобные автомобили на дороге намного опаснее. Между тем, статистика говорит совершенно об обратном. Например, в Приморском крае, где большинство автомобилей из соседней Японии коэффициент, характеризующий тяжесть ДТП составляет 10,4. В тоже время, в Саратовской области, где подавляющее большинство «правильных» машин этот показатель – 14,3. Практически 30 процентная разница в показателях говорит о том, что не в расположении руля дело. Мы привели данные по конкретным регионам, но в целом по России статистика такая же. Парадокс? Нет, очевидность! Не расположение руля обеспечивает такую статистику.

Конечно, не стоит забывать и о других аспектах. Например, ориентация фар на внешнюю сторону дороги факт очевидный. Однако технологически не очень сложный и затратный в исправлении аспект. Здесь все карты – службам технического контроля. Легко решается и визуальная надежность при обгоне. В сегодняшнем автопроме – это не проблема, и ее решение опять же не столь затратно. Поэтому, пока будет экономическая заинтересованность в езде на праворульной машине, люди будут их приобретать и эксплуатировать. А пугать статистикой аварийности не стоит. Аварийность определяется другими факторами, и прежде всего состоянием дорог и адекватностью водителей.

Все равно придется искать консенсус

Однако говорить о «победе праворуких» не стоит. Закон «Об автомобильном транспорте» отправлен на доработку. И чем все закончится в очередной раз не понятно. Такое уже не раз бывало, что проблемные нормативные акты просто зависают между революциями и сменами политических элит. Но в данном случае у нас все может быть несколько по иному сценарию. Грядет вступление в Таможенный союз. Лафа по очень льготному ввозу иномарок в Кыргызстан быстро закончится. Ввозить автомобили из-за рубежей ТС станет намного дороже. И как же быть? Переходить на продукцию российского автопрома… Кыргызстанцы уже на столько отвыкли от «железа c берегов Волги», что обратно пересаживаться за Жигули будет очень не приятно. Опять же свое веское слово скажут страховщики, деятельность которых так же будет стандартизирована с правилами ТС. Тут проблем и задач для законотворчества – просто сонм. И это лишний раз говорит о том, что решение Президента Атамбаева пока не подписывать Закон «Об автомобильном транспорте» — наиболее оптимальный политический ход в данной ситуации.

В качестве заключения…

Вспоминается Высоцкий с «Песней прыгуна», где поэт пытается осмыслить простой тезис. Может ли быть толчковая левая — правой. В смысле, по жизни. Или Джонатан Свифт, лилипуты которого воевали по поводу первичности острого или тупого конца яйца. У нас подобная чехарда происходит из-за положения рулевого колеса. Конечно, всегда можно найти консенсус. Например ездить на суперкарах Макларен Ф1, у которого руль как раз и не слева и не справа, а в аккурат посередине. Но это машина не для Бишкека, даже не из-за цены в миллион у.е., а потому что по нашим ямам такое авто проехать просто не сможет.

Поделитесь новостью