Большинство претендентов на госслужбу не знают Конституцию — заведующая Центром тестирования Госкадровой службы

Автор -
5060

    Центр тестирования при Государственной кадровой службе (ГКС) был создан в 2008 году, основанием явился указ президента от 2007 года для совершенствования кадровой политики и системы мониторинга исполнения закона о государственной службе. Цель создания Центра – совершенствование системы организации прохождения госслужбы, создание эффективного и прозрачного приема и прохождения госслужбы, внедрение единого порядка прохождения тестирования.

    О том, кто и как проходит конкурсный отбор, а кто избегает норм закона, в интервью KNews рассказала заведующая Центром тестирования Государственной кадровой службы Садыгуль Алымкулова.

    Расскажите о работе Центра тестирования, в чем она заключается?

    Раньше при приеме на административные государственные должности применялось бланочное тестирование, и в каждом госоргане оно было своим. Это показало себя с худшей стороны, поскольку присутствовал элемент коррупции. Госорганы сами разрабатывали вопросы, не имея достаточных профессиональных навыков, многие вопросы составлялись некорректно и был некорректный перевод на другой язык. В связи с этим возникла необходимость создания единого центра компьютерного тестирования при поступлении и прохождении государственной службы. Центр тестирования также оказывает услуги при прохождении аттестации и сдачи квалификационного экзамена для получения классного чина. Не так давно тестирование  начали сдавать и граждане при поступлении на муниципальную службу, муниципальные служащие  также проходят тестирование при прохождении аттестации и сдачи квалификационного  экзамена.

    Как проходят эти экзамены, и какой результат они приносят?

    Мы проводим тестирование по заявке самого государственного органа. Когда в министерстве объявляют конкурс на то или иное вакантное место, они отбирают документы претендентов на соответствие их требованиям. Это первый этап конкурса. Мы подключаемся ко второму этапу, к нам приходят заявки от госоргана с именами и фамилиями конкурсантов. Для них и проводится тест. Они проводятся у нас ежедневно, по понедельникам, вторникам и пятницам здесь, по Бишкеку и Чуйской области, в среду – с северным представительством по Нарыну, Таласу, Иссык-Кулю, в пятницу — с южным представительством по Ошу, Джалал-Абаду и Баткену. У нас есть филиалы в каждом областном центре, и гражданам нет необходимости приезжать в Бишкек, они могут пройти конкурс на местах. Также мы сейчас прорабатываем вопрос открытия новых филиалов, например, в Кара-Куле, Ала-Буке и так далее, чтобы жителям отдаленных районов не нужно было ехать в областной центр.

    Я считаю, что результат внедрения конкурсного отбора налицо – значительно сократился уровень коррупции при конкурсном отборе, аттестации, нет субъективного мнения. Улучшилось качество предоставляемых услуг при проведении тестирования, повысилось доверие населения, повысился авторитет государственной службы, граждане сами видят, как проходит тестирование, видят результат сразу, за какие-то доли секунды, а не через несколько месяцев, как это было раньше.

    После прохождения теста результаты видны конкурсантам, а также вывешиваются на сайте Государственной кадровой службы. То есть, если на бумаге кто-то и пытается переписать количество баллов, то на сайте это сделать невозможно, и результаты тестирования могут видеть все.

    Какие вопросы содержатся в тесте и кто их составляет?

    Тест состоит из двух заданий – основной тест и предметный, в каждом тесте по 30 вопросов. В основном тесте содержатся вопросы относительно установленного перечня нормативно-правовых актов, которые должны знать все госслужащие – это Конституция, законы о государственной службе, о декларировании, Трудовой кодекс, инструкция по делопроизводству и так далее. Из практики могу сказать, что большинство не знают Конституцию и закон о госслужбе, именно в той части, где прописаны права и обязанности госслужащих, также многие не знают инструкцию по делопроизводству, которая утверждена постановлением правительства.

    Предметный тест формируется из тех нормативных правовых актов, которые по заявке передаются государственным органом. То есть министерство или ведомство прописывает, какие законы должен знать человек, претендующий на должность. Исходя из этого, формируются  вопросы.

    Тестовые вопросы разрабатываются  не работниками Государственной кадровой службы, а — экспертами на двух языках – государственном и официальном. После вопросы согласуются с министерствами и ведомствами и лишь после этого направляются нам. Со стороны Госкадровой службы лишь проводится мониторинг, чтобы вопросы и варианты ответов не были из нормативных правовых актов, которые уже утратили свою силу. Сегодня в нашей базе содержится более 80 тысяч вопросов на государственном и официальном языках.

    Чтобы пройти на следующий уровень конкурсного отбора на тестировании  нужно набрать порог – 50 % правильных ответов, то есть нужно ответить правильно как минимум на 30 вопросов.

    В какие ведомства самый большой конкурс?

    Бывает по-разному, но обычно на одно вакантное место претендуют как минимум по 5 человек. Конечно, бывает больше, например, недавно был конкурс на должность ведущего специалиста Управления инвестиционной политики Министерства финансов, на эту должность претендовали 30 человек. В Министерство энергетики тоже большой конкурс. В Налоговую службу чуть ли не по 50 претендуют на одну должность. Может быть связано с определенной спецификой работы в этих органах. Но конкурс есть конкурс, выигрывает человек, который лучше всех подготовлен и может ответить на вопросы.

    Скажите, если конкурс проходит открыто и прозрачно, откуда берется информация о том, что в Центре тестирования можно подкупить сотрудников и набрать нужное количество баллов?

    Работа Центра тестирования очень открыта, конкурс проходит абсолютно прозрачно. Конечно, как и при любой работе, есть недовольные граждане, есть люди, которые не согласны со своими результатами. В таких случаях мы показываем им выполненную работу, и тогда они уже сами видят, что ответили неправильно и поэтому не набрали нужные баллы. Бывает, что жалобы поступают выше — в МВД, КГНБ, депутатам, Аппарат президента. Поэтому нужно сначала все выучить, а потом идти на тестирование.

    Бывают случаи, когда руководители тех или иных ведомств или депутаты звонят, просят «поддержать» их родственников или протеже на конкурсе. Но очевидно они не очень дружат с информационными технологиями, потому что это просто невозможно. Все ответы фиксируется в компьютере, что-то приписать или дописать невозможно. Помочь конкурсанту можно лишь одним способом – стоять рядом и подсказывать правильные ответы. Но мы не имеем такого права, и специально для того, чтобы конкурсантам не помогали и чтобы они не списывали друг у друга, в кабинетах установлены видеокамеры. Там даже разговаривать между собой нельзя, во время тестирования в зале стоит гробовая тишина.

    А на какие должности можно пройти только через конкурс?

    Мы охватываем конкурсом претендентов на все административные государственные должности во всех ведомствах, за исключением технического и младшего обслуживающего персонала. Претенденты на административные должности Аппарата Жогорку Кенеша и правительства также должны проходить конкурс, но, сколько существует государство, сколько существует ГКС, сколько существует Центр тестирования, только в этом году впервые прошло тестирование на замещение административных должностей Аппарата Жогорку Кенеша. В Аппарат правительства до сих пор ни разу тестирования не проходили. Наверное, этот вопрос должна рассмотреть соответствующая структура, которая отвечает за исполнение закона.

    Если посмотреть на реестр, в Аппарате правительства предусмотрены такие должности, как эксперт, инспектор, референт, но заявки на конкурс на эти должности ни разу не поступали. В Аппарате президента в основном политические должности, на них конкурсы не проводятся. В Аппарате Жогорку Кенеше немного иная классификация должностей, начальник управления входит в высшую группу  должностей, также в высшую группу  должности включены должности  заместителя начальника управления, заведующий отделом, начальник пресс-службы. А в других ведомствах в высшую группу должностей входят должности статс-секретаря,  назначение которого также проводится по конкурсу, все претенденты проходят отбор по документам, компьютерное тестирование, практические задания, тестирования на полиграфе, и только потом идут на собеседование. Госкадровая служба совместно с проектом СВЕМ  Всемирного Банка разработали стратегию реформирования заработной платы государственных и муниципальных служащих, вместе с ним и реестр государственных и муниципальных должностей, там мы предложили спустить эти должности, потому что должна быть единая иерархия, если мы парламентская республика, это не означает, что там должности должны быть выше, начальник управления – он везде начальник управления, в любом ведомстве.

    Если для получения должности нужно проходить конкурс, то, как тогда быть с теми, кто проходит на госслужбу по связям? Ведь такая схема до сих пор существует, и это не секрет…

    Возможно, есть такое, что в некоторых министерствах и ведомствах на какие-либо должности назначаются без объявления конкурса, тогда – это обход закона. Потому что по закону все претенденты должны пройти через конкурс.

    Также на сегодняшний день в законе о госслужбе есть норма, которая, по моему мнению, показывает лицо наших некоторых политиков. В статье 24 закона сказано, что вне конкурса на должности могут назначаться консультанты и помощники руководителей госорганов и лиц, замещающих политические должности. И вот по этой норме были назначения  в аппарат Госналоговой службы, это даже скрывать не нужно, всем это известно, Таможенной службы, руководителей районных структурных подразделений, которые даже по квалификационным требованиям не подходят на эти должности. Мы много раз поднимали этот вопрос, писали, но реакции нет, депутаты и министры тыкают на эту статью, хотя дальше написано, что «при соблюдении квалификационных требований». Недавно депутат Курмантай Абдиев пытался своим законопроектом отменить данную норму, но, к сожалению, коллеги его не поддержали. Новый министр приходит и назначает своего консультанта на ключевые должности, и тут мы уже ничего не можем делать, разбираться должна Генеральная прокуратура, потому что не все назначенные подходят по квалификационным требованиям, а значит, нарушается закон. Естественно, у гражданского сообщества, у простого народа складывается ощущение, что везде коррупция.

    У вас ведь еще проходит полиграф-тестирование?

    Да, на сегодняшний день в рамках реализации указа президента от 2010 года проводится полиграф-тестирование. Данным указом предусмотрено внедрение тестирования при поступлении в определенные органы – Финполицию, Налоговую службу, Таможенную службу, а также при проведении аттестации, ротации и служебных расследований в этих госорганах. Но на сегодняшний день указ выполняет только Налоговая служба, сотрудники ГСПЭБ (бывший Финпол – KNews) не выполняют указ и не проходят полиграф-тестирование, хотя при назначении на должности в такие госорганы очень велик риск коррупции. То же самое с Таможенной службой. На сегодняшний день проходят полиграф-тестирование все претенденты на любую должность в Госкадровую службу, а также статс-секретари. Недавно при проведении плановой аттестации госслужащие Счетной палаты также прошли полиграф-тестирование. Сам госорган определяет перечень должностей, на которые должны проходить полиграф-тестирование, по идее, это должны быть должности, где высок риск коррупции, там, где непосредственно работа с населением. И статс-секретарь должен знать, кого назначать на такие должности — человека серьезного, который неподвластен коррупционным системам.

    А какие вопросы задаются конкурсантам? Спрашиваете о том, берут ли они взятки?

    В заявке госоргана должно быть указано, что именно нужно выявить. Исходя из этой заявки, эксперты-полиграфологи разрабатывают вопросы. Конечно, нельзя задавать прямой вопрос «Берете ли вы взятки?». Эксперты работают и составляют вопросы. Например, «Планируете ли вы левый доход на новой должности?». Тестирование проходит не сам человек, а тестируется его память, и человек, отвечая на вопросы, неосознанно говорит правду, все это показывается на мониторе аппарата полиграфа.

    Например, по последним данным видно, что люди больше идут в Налоговую службу именно для того, чтобы иметь левый доход. По итогам аттестации сотрудников Налоговой службы видно, что левый доход там больше, чем использование служебных полномочий. Конечно, каждый человек, претендуя на должность, будет говорить, что он самый честный и хороший человек, у него будут все рекомендации, но ведь это никак не проверяется, а полиграф все это показывает. Всю информацию о том, как проходит тестирование, мы размещаем на официальном сайте ГКС.

    А итоги полиграф-тестирования как-то учитываются? Были случаи увольнения?

    Результаты носят рекомендательный характер, потому что мы следуем Конституции и соблюдаем принцип презумпции невиновности – только суд может определить, виновен человек или нет. Мы же отдаем руководителю госоргана результаты, которые могут ему помочь в принятии того или иного решения, но не более того. Он уже точно определяет, может доверять человеку при назначении его на ту или иную должность.

    Нельзя, конечно, говорить, что нужно увольнять только из-за полиграфа, но если вкупе брать результаты всех этапов тестирования, то, наверное, уже можно увидеть полную картину. По информации Счетной палаты, по итогам аттестации служащих, куда входит и компьютерное тестирование, и практическое задание, и полиграф-тестирование, и оценка деятельности госслужащего, и его руководителя, 8 человек были уволены из 132, которые проходили аттестацию.

    Поделитесь новостью