Кыргызстан захлестнула волна насилия и краж детей. В СМИ все чаще появляются сообщения об очередном изнасиловании или пропаже несовершеннолетнего. Родители, уже не надеясь на помощь правоохранительных органов, создают сообщества для поиска пропавших детей. На вопросы редакции о политике государства относительно защиты прав детей ответила депутат Жогорку Кенеша Ширин Айтматова (Ата Мекен).
Как Вы оцениваете деятельность госорганов и других организаций в области защиты прав детей?
А что оценивать? Департамент социального питания мэрии, за счет которого дети не доедают и где воруют деньги из бюджета? Или концлагерного типа детдома? Или сформировавшийся триумвират лицемерия парламентского Комитета по социальной политике, Комитета по правам человека и Министерства социального развития, который мы превратили за время парламентского эксперимента в разменную монету? Министерство социальной защиты дежурным методом отмахивается от детей проведением концертов и конкурсов рисунков, раз в год отправляя детей в летние лагеря, но решает ли это проблемы?
В тоже время в парламенте сплошное лобби бизнес интересов или выяснение отношений дяденек и тетенек с больными амбициями. Возня джип-имущих никак не отражает насущных проблем населения и тем более детей. Мне стыдно, и как депутату, и как маме, что детям становится все тяжелее жить в нашей стране.
Что Вы можете сказать о соблюдении безопасности детей?
Детей крадут, детей насилуют, детей избивают – мы все об этом читаем каждый день. В Кыргызстане стало опасно быть ребенком. Хотя нация почти наполовину состоит из несовершеннолетних, у детей нет голоса в нашем обществе, нет прав. И почему-то это многих устраивает.
Какую работу должен выполнять парламент для обеспечения безопасности и соблюдения прав детей?
Парламенту следовало бы отделить тематику социальной политики от комитета, который большую часть времени занимается проблемами здравоохранения. И я, и мой коллега Дастан Бекешев (Ар-Намыс) в начале этого парламентского созыва как раз это и предлагали. Оставлять эту нарывающую тематику на второй план, как это происходит сейчас, просто преступление. Почти вся политика страны в первую очередь должна исходить из социальной политики.
К сожалению, парламентская коалиция отражает наплевательское отношение и к детям, и к старикам, и к инвалидам, и малообеспеченным семьям в своем назначении на решающие должности Министерства социального развития может и хороших людей, но не профессионалов данной сферы, и точно не горящих энтузиастов.
Насколько могу, точечно отзываюсь и стараюсь решить некоторые проблемы детей на работе через парламентские полномочия, но в Жогорку Кенеше нет системности реагирования. Часто пропадает надежда на то, что можно решить проблемы в парламенте, так как депутат — это увечная химера со ртом, но без рук – рекомендательные полномочия, к сожалению, ничего не могут поменять.
Вы инициировали создание должности детского омбудсмена, но законопроект был отклонен. Вы считаете, что нам нужен детский омбудсмен?
Закон о детском омбудсмене смог бы централизовать решение проблем, касающихся детей в Кыргызстане. К сожалению, законопроект был незаконно зарублен коалицией большинства, несмотря на то, что вето президента было преодолено при голосовании.
В данный момент, насколько я слышала, депутат Торобай Зулпукаров (СДПК) еще раз инициирует законопроект о создании должности детского омбудсмена. Не я одна понимаю, насколько было бы конструктивно внедрить в госструктуры защитника детей. Я не понимаю, кому от этого было бы плохо. Часто читаю о работе Павла Астахова в России и сожалею, что нет у нас такого человека, и никто не поднимает тематику защиты прав детей в обществе на должном уровне.
Правда интересно, зачем фракции СДПК нужно было блокировать законопроект о детском омбудсмене только потому, что инициатор законопроекта не является ярым фанатом монополистов власти, а затем самим же его повторно выносить. В любом случае я буду рада, если в этот раз СДПК разрешит создание должности детского омбудсмена и даст возможность централизовать подход к решению наболевших проблем несовершеннолетних, так как в данный момент оставлять защиту прав детей на нынешнего омбудсмена считаю безответственным.
Что Вы можете сказать о кражах детей? Выполняет ли государство достаточно работы для решения этой проблемы?
Конечно, нет! Один раз по моей просьбе мы рассмотрели этот вопрос на заседании Комитета по правопорядку, потом, как большинство трудно решаемых проблем, эта тема канула в бездну бюрократии и отписок. Хорошо, что вы мне напомнили об этом. Вот и узнаю, как исполняется или не исполняется решение комитета по предотвращению краж детей и поисковым работам в таких случаях.
Что Вы можете сказать об инициативе горкенеша о том, чтобы запретить нахождение детей на улице и в общественных местах после 21.00 часа, поможет ли это?
Я поддерживаю данную инициативу. Ситуация с кражей детей, с педофилией, с безопасностью детей на дорогах усугубляется, и поэтому мы должны пойти на такие меры. Это и призыв к родителям, в первую очередь они должны быть блюстителями безопасности своих детей. Это удивительно, сколько родителей не знают, где пропадают их дети вечерами, и чем они заняты.