Задержанная в аэропорту Ташкента правозащитница Толекан Исмаилова вернулась в Кыргызстан

Автор -

    Задержанная в аэропорту Ташкента 24 июня правозащитница Толекан Исмаилова вернулась в Кыргызстан.

    «В аэропорту Ташкента, просмотрев мой паспорт, меня остановили, попросили посидеть и подождать. Прошло время, уже несколько пограничников рассматривая меня издали, что-то обсуждали. Я несколько раз подходила к окошку и спрашивала причину моего задержания. Затем передала документы членам миссии Каритас Франс, которым один из пограничников сказал, чтобы они не ждали меня, что мне въезд запрещен в Узбекистан. У нас должна была быть программа на два дня для встреч в Ташкенте и Самарканде с посольством Франции в Ташкенте, затем планировались посещения исторических и культурных мест», — сообщает правозащитница.

    «Без объяснений меня попросили под охраной солдата спуститься вниз, где поместили в отдельную комнату и закрыли на ключ. Я стучала в дверь, объясняя, что мне нужна простыня хотя бы, так как кровать и матрац грязный, как-то не достойно для человека. Мне объяснили, что все задержанные находятся в таких условиях, и простыней нет у них и полотенец тоже нет», — рассказывает Исмаилова.

    По ее словам, пограничники несколько раз спрашивали, есть ли у нее иностранная валюта. «Я им объясняла, что у меня только кыргызские сомы, что я сопровождаю делегацию и что я переводчик».

    Позже правозащитнице удалось отправить сообщение близким о том, что она задержана. «В кошельке нашла 2 евро, на которые мне дали картошку и чай. Я была счастлива, что мне удалось отправить родным и друзьям сообщение. В комнате, где меня заперли, было  грязно, и поспать мне не удалось, потому что несколько раз открывали дверь, смотрели и  уходили разные люди из охраны. Я поняла, что они, сменяясь, передают меня другим», — говорит она.

    Утром Толекан Исмаиловой стало плохо – у нее поднялось давление. «Вечером один из пограничников сказал, что меня депортируют через неделю и все спрашивал, есть ли у меня валюта.

    «В 08.30 я попросила чай. Мне сказали, что нужны узбекские сумы или доллары. Меня подняли на второй этаж и мне бесплатно дали чай. Рядом завтракала семья, я спросила, могут ли они мне поменять кыргызские сомы на сумы, объяснила, что меня задержали. Женщина оставила мне1,5 тыс. сум, люди везде отзывчивы и пытаются помочь друг другу, а авторитарные системы против людей, против свободы передвижения, общения и развития», — рассказывает Исмаилова.

    После этого его возвратили в комнату, где она содержалась.

    «В 11.40 повели меня через границу и сказали, что со мной будут говорить. Там среди узбекских пограничников стояли зампосла КР в Узбекистане и консул посольства. Они рассказали, что с 9 утра им не дают возможности увидеть меня и только сейчас перед вылетом дали эту возможность. Мы успели поговорить и затем меня повели на посадку с охраной и, посадив меня первой в самолете, только тогда вернули мой паспорт. Это было счастье…».

    Поделитесь новостью