Омбудсмен Турсунбек Акун неоднократно ходатайствовал освободить криминального авторитета Азиза Батукаева. Об этом в четверг на заседании Жогорку Кенеша сообщил депутат Абдыжапар Бекматов (Республика), член депутатской группы по освобождению от должности правозащитника, созданной после принятия постановления по досрочному освобождению Батукаева.
По словам депутата, с января 2012 года по июнь 2013 год от имени омбудсмена в ГСИН поступило 2 ходатайства в отношении Азиза Батукаева – 21 декабря 2012 года и 6 марта 2013 года.
«9 апреля 2013 года Акун письменно и устно обращался к судье Нарынского городского суда Эрматову с просьбой о досрочном освобождении от отбывания наказания Батукаева, обосновывая это тем, что согласно заключению медицинской комиссии состояние здоровья Батукаева крайне тяжелое, в связи с чем, ему требуется лечение за пределами Кыргызстана. Также, по его словам, в институт Акыйкатчы обратились его родственники с просьбой учесть то обстоятельство, что Батукаеву осталось жить не долго, и хотели бы вывезти из места отбывания его живым. В указанном обращении Акун искажает содержание заключения медкомиссии, поскольку в заключении не имелось информации о необходимости лечения за границей», — сказал депутат.
Он отметил, что неоднократные обращения Турсунбека Акуна относительно досрочного освобождении криминального авторитета нарушили закон КР, в котором «запрещается всякое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия». Также его ходатайства нарушили закон об омбудсмене КР, где за правозащитником не закреплены полномочия по обращению в судебные органы и учреждения, исполняющие наказания с ходатайством об освобождении от отбывания наказаний осужденных.
Ранее депутаты признали Турсунбека Акуна причастным к досрочному освобождению Азиза Батукаева и постановили освободить его от занимаемой должности.
Криминальный авторитет Азиз Батукаев был осужден в 2006 году на 16 лет. Вор в законе отбывал наказание в СИЗО города Нарына. Из-за болезни он был выпущен из тюрьмы и улетел в Грозный (Чечня). Основанием для освобождения послужил диагноз врачей Центра гематологии: острый миелобластный лейкоз, гепатит С и цирроз печени. Однако позже другие врачи заявили, что анализы сделаны неверно и «вор в законе» не болен лейкозом.