В экономике Кыргызстана появятся новые точки роста после вступления страны в Таможенный Союз. Такое мнение в интервью K—News высказал ответственный секретарь Рабочей группы по вопросу присоединения Кыргызстана к ТС Федор Черницын.
Федор Валентинович, в августе будет закончена работа над дорожной картой по присоединению Кыргызстана к ТС, какие слабые места вы сейчас видите, которые за месяц нужно урегулировать?
Слабых мест практически нет. Во всех направлениях идет очень успешная и конструктивная работа с кыргызской стороны. В проекте дорожной карты перечислены отрасли, в которых стороны должны проводить совместную работу с целью обеспечения возможностей для Кыргызстана стать полноправным участником Таможенного Союза. Проблемных или нерешаемых вопросов я лично не вижу. Работа идет очень успешно и плодотворно. У нас остается июль, в соответствии с планом мы должны согласовать все формулировки этой дорожной карты с тем, чтобы вынести ее на одобрение в формате рабочей группы.
В рамках дорожной карты рассматриваются варианты по предоставлению преференций Кыргызстану?
В рамках дорожной карты нет. Это, все-таки, более рамочный документ, где прописываются основные ориентиры, которых должен придерживаться Кыргызстан в ходе присоединения. Там перечисляется пакет соглашений. Что касается неких преференций, то это предмет переговоров, и речь о них будет идти не в рамках дорожной карты, а после того, как мы подпишем ее на более высоком уровне. По каждой конкретной тематике эксперты среднего, высокого и высшего уровня будут находить взаимоприемлемые развязки с тем, чтобы все интересы Кыргызстана были учтены.
С точки зрения экономических выгод у нас в стране существуют разные мнения по поводу вступления в ТС. Экономика, как слабое звено…
Что касается экономической невыгоды или экономической слабости, на мой взгляд, кыргызская сторона себя сильно недооценивает. Я бы не стал говорить, что Кыргызстан так уж слаб в экономическом отношении. Конечно ситуация в республике непростая. Но при наличии политической стабильности и экономического роста никаких причин для экономического кризиса нет.
В Кыргызстане есть два крупных рынка, которые зарабатывают практически на реэкспорте товаров…
Которые кто-то здесь уже собрался закрывать — я знаю. Никто их закрывать не будет, рабочих мест никто не потеряет. Частично они могут сократиться в силу того, что из Китая пойдет более качественная продукция. Когда мы говорим о реэкспорте, мы прежде всего имеем в виду, что приходит товар из Китая, и на него наклеивается бирка «сделано в Кыргызстане».
Зачастую из КНР товар приходит не вполне удовлетворительного качества. Применение в Кыргызстане системы, которая принята в ТС, на наш взгляд, позволит поднять качество продукции, завозимой из Китая. И это уже будет работа китайской стороны, которая будет соответствовать техрегламенту и иным стандартам установленным в ТС.
Для кыргызстанских предпринимателей открывается рынок в 170 млн человек. Открытый рынок без границ и таможенного контроля. Естественно для того, чтобы это работало нужно, чтобы вся нормативная база соответствовала нашим высоким стандартам. Чтобы мы не травились завозным мясом и наши дети играли в качественные игрушки.
Оппозиция в Казахстане открыто выступает против вступления Кыргызстана в Таможенный союз.
Оппозиция есть всегда и везде. Это свидетельство того, что в наших странах есть-таки демократическое политическое устройство. На официальном уровне нет такого государства-члена ТС, которое выступало бы против или агитировало бы против вступления Кыргызстана в ТС. Напротив, на самом высоком уровне, я имею в виду глав-государств, высказывается полная поддержка готовности Кыргызстана о вступлении в Таможенный союз.
После развала СССР оборвались хозяйственные связи, которые объединяли наши республики, за счет которых мы жили и выживали. За это время что-то удалось заместить чем-то другим, где-то увеличилось сотрудничество с другими государствами. Сократился взаимный товарооборот и количество рабочих мест. Нарушенные связи надо восстанавливать, это и есть цель экономической интеграции. С тем чтобы дать каждому государству увеличить свой внутренний валовой продукт и улучшить качество жизни своих граждан.
Я не думаю, что какая-то группа с фактами, доводами и цифрами могла бы сказать, что присоединение Кыргызстана к ТС повлечет за собой тяжелые последствия. Я не думаю, что рост товарооборота и увеличение открытости между соседями может быть негативным фактором.
Есть мнение, что членство в ТС невыгодно для маленьких экономик? Как гибко тенденция меняется в сторону небольших стран?
На мой взгляд, Таможенный союз всегда развивался гибко. Сейчас мы уже говорим о едином экономическом пространстве. К 2015 году мы подойдем к вопросу о создании экономического союза. У нас основной принцип, по которому мы работаем, — качество, а не количество. Мы не гонимся за скоростью.
Как вы знаете, в 90-е годы было много попыток объединений. К сожалению, не все они увенчались успехом. Нынешний интеграционный процесс отличается как раз тем, что каждая из сторон нацелена на то, чтобы дать возможность быть услышанной. В евразийской экономической комиссии коллегия состоит из 9-ти министров по три от каждой стороны. Хотя по макроэкономическим показателям мы все отличаемся. И этот принцип будет соблюдаться и при вступлении Кыргызстана, квоты будут пересматриваться и будет предоставлено право влиять на принятие итогового решения.
Какие экономические точки роста в Кыргызстане, на ваш взгляд, при вступлении в ТС можно уже обозначить?
Во-первых, надо восстанавливать разрушенные когда-то народно-хозяйственные связи. Что касается конкретных точек роста, то прямо сейчас, я могу вам назвать две сферы. Это неиспользованный в полной мере потенциал агропромышленного комплекса. Нам, России, Казахстану и Белоруссии нужна качественная сельхоз продукция.
Убежден, что присоединение Кыргызстана к ТС приведет к тому, что здесь оживится сельское хозяйство. Чем покупать продукты из третьих стран, зачастую не очень качественные, мы предпочтем покупать кыргызские помидоры, огурцы и виноград.
Второе, — автомобильная промышленность. В Кыргызстане бытует мнение, что ухудшится положение кыргызстанских граждан, потому что исчезнет возможность покупать за 5 тыс. долларов подержанные автомобили из Японии. Когда-то у нас в 90-е годы в России тоже была практика завоза дешевых и, не всегда, качественных автомобилей из-за рубежа. Благодаря усилиям нашего правительства этому был поставлен определенный заслон.
Сейчас у нас наладилась крупноузловая сборка иностранных автомобилей на территории РФ. Серьезное количество заводов было построено за 10-15 лет по сборке машин иностранного производства. Если вы посмотрите на автопарк в Бишкеке и любом российском городе, то обратите внимание, что автопарк в российских городах обновился.
Убежден, что предпринимательское сообщество уже сейчас задумывается над тем, чтобы открыть в Кыргызстане сборочное производство. Не могу сказать, сколько заводов будет построено в Кыргызстане, но точно не один. А это новые сотни, тысячи рабочих мест, новые возможности у людей работать в отрасли, в которой они работали в советский период. Это, как минимум, две точки приложения, а их может быть намного больше.