Карабалтинский НПЗ – возможность избавиться от внешней зависимости в ГСМ

Автор -

    В Кыргызстане в августе будет запущен первый нефтеперерабатывающий завод. Он позволит сократить зависимость страны от внешних поставок ГСМ на 40 %. Производство завода будет состоять из бензина, дизтоплива, смазочных и трасмиссионных масел и сжиженного газа. При этом не исключается, что цены на ГСМ станут дешевле.

    Правительство страны уверено, что запуск крупнейшего инвестиционного проекта Кыргызстана и Китая послужит стартом в поддержку курса стабильности и экономического роста страны. Однако местные жители против его строительства.

    Цена вопроса

    Дом семьи Скрипаев входит в 300-метровую санитарную зону строящегося в Кара-Балте нефтеперерабатывающего завода. Три года назад, из-за угрозы здоровью жителей, компания «Джунда» начала активно скупать их дома. В итоге было куплено 95 квартир по цене от 12 до $30 тыс., в зависимости от количества комнат. Всего осталось выкупить еще 12 домов, но как оказалось, у хозяев 7 квартир нет документов, а остальные взвинтили цены и наотрез отказались продавать жилье.

    «Самая высокая цена, которую просят $350 тыс. и это за трехкомнатную квартиру общей площадью 48 квадратных метров. Цена слишком завышена, поэтому мы никак не можем договориться», — считает помощник президента нефтеперерабатывающего завода ОсОО Чайна Петроль компани «Джунда» Ю Шан Лин.

    Строительство идет полным ходом

    Тем временем почти за порогом их домов полным ходом, не прекращаясь даже ночью, идет строительство нефтеперерабатывающего завода. Запуск первого этапа крупнейшего инвестиционного проекта Кыргызстана и Китая запланирован на август. Из $250 млн. инвестиций, вложенных в строительство, освоено уже больше половины. На данный момент все строительно-монтажные работы почти завершены. Вместо бывшего склада сельхозудобрений теперь здесь красуются административное здание нового завода, склады и гигантские цистерны для сырья и готовой продукции.

    Транспортировка сырой нефти, которую компания будет импортировать из России и Казахстана, будет осуществляться по железной дороге. Для ее отгрузки, а позже и погрузки готовой продукции уже построены 4 ветки. А также автомобильные и железнодорожные эстакады, которые обеспечат бесперебойную работу завода, так как смогут принимать и отправлять более 35 вагонов одновременно.

     «Технология получения нефтепродуктов полностью соответствует европейским стандартам. Все эти методы здесь предусмотрены», — отмечает инженер-технолог нефтеперерабатывающего завода ОсОО Чайна Петроль компани «Джунда» Эсен Жумаев.

    Весь технологический процесс, превращения сырой нефти в бензин, дизтопливо, масло и сжиженный газ будет происходить внутри специальных установок, монтаж которых уже почти завершен. Именно сюда по нефтепроводу длиной около 2 тыс. 800 метров будет поступать сырая нефть, а после переработки отправляться в цистерны и на склады. Здесь же уже построены системы пожарной безопасности, водоочистные сооружения и лаборатория.

    «Насчет сточных вод, они будут поступать в очистные сооружения с 3-5 ступенчатым процессом очистки. Сначала они будут очищаться механически, потом аэростатистически, химически, а затем биологически. После этого, вода станет чистой, почти как питьевая», — подчеркивает инженер-технолог нефтеперерабатывающего завода ОсОО Чайна Петроль компани «Джунда» Эсен Жумаев.

    Плюсы нового НПЗ

    Запустить первый и пока единственный в своем роде завод, который позволит сократить зависимость Кыргызстана от внешних поставок ГСМ, планировалось еще несколько лет назад. Однако приблизить строительство к финишу удалось только в этом году благодаря титаническим усилиям правительства страны. Согласно плану, по словам премьер-министра Жанторо Сатыбалдиева, до конца года завод должен будет произвести 80 тыс. тонн готовой продукции, при этом налоговые отчисления в казну государства составят 20 миллионов долларов. Кроме того, по мере запуска завода, количество кыргызстанцев, работающих на заводе должно достичь 90 %.

    Впрочем, в проекте, который еще долгие годы будет связывать народы Кыргызстана и Китая, уже трудятся кыргызстанцы. Улукбек Кулсариев, один из тех, кто приехал сюда на заработки из соседнего села. По его словам, работой и зарплатой в 15 тысяч сомов он доволен, ведь благодаря этому у него есть возможность кормить свою семью. Конфликты между рабочими китайцами и кыргызстанцами случаются крайне редко, в целом, говорит Улукбек строительство проходит в атмосфере всеобщего воодушевления. Для того чтобы лучше понимать своих коллег, он даже выучил несколько слов по-китайски.

    Небывалая скорость строительства НПЗ, своего рода символ с каждым годом убыстряющихся темпов развития кыргызской промышленности. По самым скромным подсчетам, при запуске нефтеперерабатывающего завода на полную мощь, потребность страны в ГСМ будет покрыта на 40 %. При этом, руководство компании не исключает, что стоимость бензина будет немного дешевле. Кроме того, в будущем завод сможет выпускать бензин стандарта «Евро-3», по крайне мере оборудование НПЗ это позволяет. А это значит, что дышать в Бишкеке и других городах станет гораздо легче, а водители смогут продлить долговечность и мощность двигателей своих авто.

    [attachment:60201]

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться